К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пять мифов об актуальности повестки устойчивого развития для России

Пять мифов об актуальности повестки устойчивого развития для России
В 2022 году российский бизнес столкнулся с большим количеством новых вызовов, от блокировки зарубежных счетов до разрыва цепочек поставок. Казалось бы, экономическая и геополитическая ситуация отбросили повестку ESG на несколько лет назад. Однако опрос бизнеса, который еще в апреле провели Лига зеленых брендов, «Деловые решения и технологии» и Роскачество, показал, что 68,6% компаний и в новых условиях сохранили в приоритете обязательства в области устойчивого развития. Почему? Разбираемся вместе с Лигой зеленых брендов, ее экспертами и участниками.

Пик интереса к повестке устойчивого развития в России пришелся на 2020–2021 годы — она стала центральной для большинства крупных национальных форумов. У бизнеса, участвующего в глобальных цепочках поставок (особенно в Европу, объявившую курс на углеродную нейтральность) и заинтересованного в зарубежных инвестициях, сформировалась потребность в системном внедрении принципов устойчивого развития в свои стратегии развития. «Россия начала совершать зеленый разворот, — говорит Анастасия Попова, президент Лиги зеленых брендов, CEO и основательница экосистемы сервисов устойчивого развития +1. — Многие компании пересмотрели стратегии бизнеса в направлении «озеленения» своих процессов, климатической ответственности и устойчивости».

Лига зеленых брендов — объединение компаний, внедряющих в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития, — была создана в 2019 году по инициативе компании Unilever совместно с коммуникационной экосистемой, поддерживающей развитие отрасли ESG в России, — проектом +1. Интеллектуальным партнером стала консалтинговая компания «Деловые решения и технологии» (ранее Deloitte), которая разработала методологию для самооценки и оценки ESG-зрелости зеленых компаний и брендов. Оценка опирается на все международные стандарты устойчивости и проводится в разрезе существенных для каждой отрасли аспектов ответственности. По сути, Лига опередила запрос рынка на системную оценку внедрения принципов ответственности в экологических, социальных проектах и в корпоративном управлении компаний.

Нажмите на кнопку «Фото» , чтобы ознакомиться с результатами ренкинга

 

За три года Лига стала инструментом ESG-трансформации российского ответственного рынка. Если изначально в ней были представлены только компании B2C-сегмента, поскольку сооснователем является бренд «Чистая линия», то сейчас более 40 ее участников представляют 16 отраслевых групп. Это объясняется как целенаправленной работой Лиги по привлечению компаний из B2B-сегмента, так и проникновением повестки устойчивого развития в те отрасли, которые ранее были охвачены ею в меньшей степени: банкинг, девелопмент, ретейл.

В 2021 году по заказу Лиги ее интеллектуальный партнер ДРТ разработал методологию для оценки ESG-зрелости компаний малого и среднего бизнеса с учетом их специфики как зеленых поставщиков.

Это открыло возможность для членов Лиги создания единой платформы для оценки своей зеленой цепочки поставок, а для самих поставщиков — путь к членству в Лиге.

 

В связи с отсутствием на российском рынке единой системы комплексной оценки устойчивого развития ответственных брендов и компаний Лига на базе своей методологии создала совместно с Роскачеством проект Национального Зеленого стандарта. Первая редакция Зеленого стандарта, в основу которой положена методология Лиги по оценке устойчивости компаний и брендов, уже прошла публичные слушания, собрала рекомендации от участников рынка по его доработке на заседании экспертного совета Роскачества и находится в стадии доработки экспертов Лиги. По плану стандарт должен быть представлен рынку в начале 2023 года.

Производной Зеленого стандарта станет разработка Зеленого сертификата государственного образца. Зеленый стандарт поможет ретейлу очистить полки от товаров брендов, занимающихся гринвошингом и импактвошингом. А Зеленый сертификат сможет лучше маршрутизировать покупателей при выборе устойчивой продукции, что позволит сформировать их отношение к брендам.

В октябре 2022 года Лига представила третью методику: систему оценки климатического воздействия устойчивых компаний и брендов, созданную в партнерстве с лидером консалтинга по направлению климатических услуг, компанией «КарбонЛаб».

Все три продукта Лиги — методология оценки зеленых компаний и брендов, зеленых цепочек поставок МСБ и климатического воздействия ответственных компаний и брендов — разработаны из общего методологического подхода «Деловых решений и технологий» и позволяют компаниям пройти системную оценку уровня своей ESG-зрелости, что показывает наивысший уровень ответственности зеленых компаний.

 

В 2022 году значение Лиги зеленых брендов как методологического центра еще более выросло. Россию покинули многие носители лучших ESG-практик как среди компаний, так и среди международных рейтинговых агентств. Однако запрос на стандартизацию и оценку степени зрелости в сфере устойчивого развития для бизнеса по-прежнему остается насущным. В связи со сложившейся ситуацией Лига, как институт развития, открыла формат ассоциированного членства для поддержки компаний и брендов, которые находятся на пути ESG-трансформации. Так, ассоциированными членами Лиги теперь могут стать компании, которым пока не удалось успешно пройти первую часть методологии оценки Лиги на вступление в нее.

Лига оказывает им методологическую и консультативную помощь, чтобы помочь преодолеть барьеры на пути к устойчивости бизнеса в сложных условиях рынка.

Помимо этого, среди стратегических целей Лиги зеленых брендов — создание системы преференций для зеленых компаний на уровне государственных зеленых закупок и получения зеленых кредитов от банков на базе единой системы оценки, формирование зеленых полок у ретейлеров на базе общих критериев для рынка, а также создание единого реестра зеленых поставщиков на базе методики оценки зеленых цепочек поставок во всех отраслевых группах. 

Мы поговорили с экспертами рынка и компаниями, участниками Лиги зеленых брендов, выясняя, почему внедрение принципов устойчивого развития в 2022 году сохранило актуальность. А заодно и развеяли мифы на эту тему. 

Миф 1: Бизнесу сейчас не до экологии и ESG, важнее управление экономическими и социальными рисками. 

Да, это так, сейчас экономические и социальные риски вышли на первый план. Но это не значит, что экологические и климатические риски преодолены. Прежде всего потому, что регуляторика по направлению климата и зеленой экономики стремительно нарастает. И устойчивые компании это прекрасно понимают.

По данным исследования НИУ ВШЭ, проводившегося в марте — июне 2022 года и охватившего 55 компаний из числа крупнейших предприятий России, только 2% респондентов полностью пересмотрели свои ESG-планы. Для значимой части респондентов (54%) ESG-трансформация носит органичный характер и вызвана внутренними факторами, такими как потребность в модернизации или снижение операционных расходов. 50% опрошенных считают, что ESG-повестка продолжит существенно влиять на их компании в ближайшие три года. 37% отмечают рост регуляторного давления в этой сфере, 35% — давление со стороны заказчиков и партнеров. 

Подход ESG предполагает управление экологическими, социальными и управленческими рисками. Для крупных компаний комплексное управление рисками — это непременное условие стратегии устойчивого развития. 

 

«Масштабы, скорость и глубина внедрения ESG-практик могут меняться в зависимости от экономических и геополитических факторов. Однако вопросы экологии и изменения климата, а также благополучия социума не теряют своей актуальности даже в сложных условиях, поскольку напрямую затрагивают интересы миллионов людей», — уверена Татьяна Ковалева, руководитель направления рейтинговой аналитики и нефинансовой отчетности «Магнита».

Мария Спиридонова, директор по устойчивому развитию ДРТ, отмечает, что регуляторные требования на дружественных для российского экспорта рынках продолжают нарастать: в странах Восточной Азии за последнее время был сделан ряд важных шагов и заявлений по климатическим вопросам. Например, Индия к концу этого года намеревается запустить добровольный углеродный рынок, в дальнейшем с большой вероятностью будет введена обязательная система ограничений выбросов (квот). Китай планирует вскоре обнародовать национальный план по сдерживанию выбросов метана. Ранее был опубликован план действий по достижению пика выбросов и углеродной нейтральности. Кроме того, в Поднебесной активно функционирует национальная система торговли выбросами (ETS), запущенная в 2021 году. По итогам первого года работы покрытие национальных выбросов парниковых газов составило 40%.  

Как отмечает эксперт, развитие климатического регулирования наблюдается и на Ближнем Востоке. Турция готовится к принятию закона о климате и к концу 2022 года должна завершить обновление своего плана действий по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата. ОАЭ также запускают добровольный рынок углеродных единиц. 

«Применение схожих стандартов к продукции с точки зрения устойчивого развития удобно, так как позволяет легче менять экспортные потоки (например, если продукция в какой-то момент реализовывается через посредника в определенных странах), — комментирует Мария Спиридонова. — С учетом актуальности повестки в странах Азии у компаний со зрелыми практиками больше возможностей. Мы видим это на примере клиентов-экспортеров». 

 

Миф 2. В текущей действительности на российском рынке не осталось драйверов стратегии устойчивого развития, так как рынок покинули западные инвесторы и международные рейтинговые компании.  

Да, это так, и теперь в России регулятор все больше становится драйвером рынка устойчивого развития. 

В исследовании Frank RG «Рынок ESG инвестирования в России: настоящее и будущее» ведение регулирования и политики, направленных на ESG-критерии и ответственное инвестирование, называют феноменом XXI века. В 50 странах мира внесено более 500 правовых норм, которые касаются ESG-политики. И Россия не исключение. 

По данным исследования ВШЭ, наибольшее количество респондентов — 61% — называют основным стейкхолдером, влияющим на ESG-политику их компаний, регулятора и органы власти (акционеров и инвесторов назвали 50%). А среди ESG-трендов, которые будут влиять на деятельность их компаний в ближайшие три года, 56% набрал рост требований регуляторов, 46% отметили появление единого стандарта, унифицированных требований к оценке показателей устойчивого развития, столько же — введение банками и инвесторами инструментов оценки климатических рисков. 

Со стороны финансового сектора стимулы для устойчивой трансформации бизнеса дает Банк России. Работа по формированию зеленой ориентации финансовой системы за последние пару лет проведена серьезная: в 2021 году в России состоялись первые выпуски государственных зеленых и переходных облигаций (10 выпусков попали в сектор устойчивого развития Мосбиржи, семь — в реестр ВЭБ.РФ, объем рынка устойчивого финансирования достиг 300 млрд рублей). Недавнее изменение в Стандартах эмиссии ценных бумаг предусматривает три новых вида облигаций: адаптационные (они целевые, дают компаниям возможность привлекать средства для трансформации своего бизнеса при переходе к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов), связанные с целями устойчивого развития (компания при этом может использовать привлекаемые средства для решения любых общекорпоративных задач, обязуясь достичь заявленных при выпуске ключевых показателей) и облигации климатического перехода.

Правительство России при участии ВЭБ.РФ разработало зеленую таксономию — набор критериев, по которым зеленый проект может быть признан экологичным и вправе претендовать на зеленое финансирование. Среди критериев — сокращение выбросов углекислого газа, повышение вторичного оборота материалов, защита биоразнообразия и т. д.  

 

В октябре стало известно, что ЦБ прорабатывает вопрос целесообразности введения обязательного экологического страхования в России для компаний за причинение вреда экологии в результате аварий.

Миф 3. На рынке много частных систем оценки устойчивости брендов и компаний, нет никакого смысла в создании единой системы. 

Да, это так, но отсутствие единой системы оценки входит в топ-3 факторов, препятствующих ESG-трансформации компаний (его выделили 48% опрошенных), по данным исследования ВШЭ.

А исследование «Барометр устойчивой трансформации бизнеса: 2022» зафиксировало, что 78% опрошенных экспертов в перспективе трех-пяти лет основным изменением в повестке устойчивого развития в России видят создание национальных ESG-рейтингов, ESG-стандартов и стандартов экологической сертификации. 

Обилие существующих на рынке методик вкупе с уходом авторитетных международных рейтинговых агентств как раз и усиливает потребность в систематизации оценки ESG-зрелости компаний с опорой на все международные требования и стандарты. 

Именно поэтому в 2022 году Лига зеленых брендов совместно с Роскачеством начала разработку Национального Зеленого стандарта. Теперь вступление в Лигу и участие в ренкинге зеленых брендов станет для компаний подготовительным этапом для прохождения оценки по будущему Национальному стандарту в 2023 году и получения Зеленого сертификата национального образца.

 

«Системный подход к оценке производителей и компаний имеет большое значение, так как в первую очередь — это обеспечивает доверие со стороны потребителей. На данный момент существует достаточно большое количество организаций, которые занимаются оценкой соответствия продуктов, услуг по своим внутренним стандартам. Со вступлением в силу Федерального закона «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» фактически установлено системное государственное регулирование устойчивого АПК. Были также разработаны соответствующие национальные стандарты, которые позволили производителям сертифицировать свою продукцию как зеленую и получить право на размещение знака «Зеленый эталон». Это позволяет им выделиться среди других производителей, которые фактор экологичности ставят на одно из последних мест при осуществлении своей деятельности», — отмечает Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества.

Бизнес однозначно за единые стандарты. «Система самооценки и в перспективе появление национальной сертификации создаст единые понятные критерии устойчивости и поможет бизнесу, регуляторам и потребителям лучше ориентироваться в брендах, продуктах и услугах, которые соответствуют ESG-стандартам, противодействовать гринвошингу», — объясняет Ирина Антюшина, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса Unilever в России и Белоруссии. 

«Участие в Лиге позволило нам получить внешнюю экспертную оценку работы, проделанной в сфере ESG, сравнить себя с лучшими российскими бенчмарками, выявить сильные и слабые стороны, а также наметить шаги для дальнейшего развития, — объясняет Татьяна Ковалева из «Магнита». — И мы рады внести свой вклад в формирование общих для индустрии стандартов, которые послужат базой для объективного анализа экологических, социальных и управленческих показателей деятельности российских компаний». 

Миф 4. Зеленые компании утратили ориентиры, выбыв из международного сообщества и потеряв контакты с зарубежными консультантами.

Это не так. 

Все три методологии оценки бизнеса, разработанные интеллектуальным партнером «Деловые решения и технологии» (ранее Deloitte) для Лиги зеленых брендов, интегрированы с международными методиками и российским регуляторным полем. При разработке методологии учитывались международные стандарты, рейтинги и рекомендации — SASB, GRI, ключевые ESG-рейтинги, ЦУР ООН, EcoVadis, Green Rankings и др. 

 

«В методологии оценки учитываются практики компаний, соответствующие международным принципам, стандартам и сертификации, а также принимается во внимание участие в международных добровольных инициативах. Но и российские альтернативы там, где они присутствуют, мы также учитываем при проверке анкет и зачислении баллов. Например, в анкете присутствуют вопросы про наличие сертификации соответствия стандартам или системы управления, основанной на требованиях стандарта ISO 50001», — поясняет Мария Спиридонова

Принцип анкеты методологий Лиги повторяет принципы оценки международных рейтинговых агентств: вопросы учитывают риски в области ESG и возможности для конкретной отрасли. Например, для нефтегазовой компании важны безопасность и условия труда, поддержка биоразнообразия и управление отходами. Для ретейла и FMCG — коммуникация с потребителями и упаковка, для IT — информационная безопасность. Для разных отраслевых практик запрашивается заявление компании о соответствии международным принципам и стандартам по ответственной деятельности именно данного сектора, например, в химии это Глобальная хартия ответственного подхода, Together for Sustainability, SusChem, International Fertilizer Association и другие. Компания может указать как участие в добровольной инициативе, так и подтвердить свое активное вовлечение и участие в деятельности указанной организации.

Система оценки уже трижды корректировалась по направлению увеличения сложности требований: зрелость российского бизнеса за последние годы резко выросла, и методология Лиги учитывает эти изменения. По словам Марии Спиридоновой, планируется и обновление анкет в связи с появлением новых российских стандартов.

«Благодаря двухступенчатому инструменту оценки и самооценки мы смогли проанализировать промежуточные результаты своей работы, в том числе определить, по каким направлениям мы уже соответствуем лучшим практикам, а какие требуют дополнительного внимания», — говорит Елена Эскина, директор по устойчивому развитию АО «ОХК «Уралхим» и ПАО «Уралкалий». 

 

Миф 5. Рынок гринвошинга в России огромный. Его невозможно отрегулировать. 

Да, это так. Но это не значит, что рынок не нужно регулировать. 

«На сегодняшний день в России нет единства в понимании терминологии и правил экологичного образа жизни, которые были бы всем понятны, доступны и, самое главное, которые бы всеми соблюдались. Это дает возможность недобросовестным участникам рынка выдавать себя за устойчивые компании. Стандартизация подхода к оценке устойчивости бренда позволит преодолеть сложившуюся ситуацию с многообразием методик и принципов ESG на рынке и сделает подобные манипуляции невозможными», — говорит Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества.

В частности, в марте вступил в силу Федеральный закон № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», которым фактически установлено системное государственное регулирование устойчивого АПК. В 2022 году более 70 наименований минеральных удобрений «Уралхима» и «Уралкалия» получили сертификат соответствия ГОСТу 58658-2019 «Минеральные удобрения с улучшенными характеристиками» от Роскачества. «Получение товарного знака «Зеленый эталон» добровольное и подтверждает, что наши удобрения не только эффективны, но и безопасны для человека и окружающей среды», — говорит Елена Эскина, группа «Уралхим» — «Уралкалий». По ее словам, это отвечает ожиданиям клиентов, помогает повысить их удовлетворенность, а также помогает следовать миссии компании по повышению мировой продовольственной безопасности.

«Отсутствие регуляторики, позволяющей брендам безнаказанно одеваться в зеленый камуфляж, отсутствие стимулирующих мер, которые создают преференции на рынке для подлинно зеленых и климатически ответственных компаний и их брендов, — самые весомые барьеры для «озеленения» российского рынка. И мы намерены это исправить», — отмечает Анастасия Попова, президент Лиги зеленых брендов. 


Информационная поддержка
АНО «Лига зеленых брендов»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+