К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Антикризисная терапия: в каких направлениях будет развиваться частная медицина

Shutterstock/FOTODOM
Shutterstock/FOTODOM
Будущее частной медицины за сетевыми клиниками и большими частными центрами. О перспективах и актуальных направлениях развития медицинского бизнеса в интервью Константина Зотова, основателя и генерального директора компании «Медицинские системы и технологии».

— Ваша компания больше 10 лет занимается организацией частных медицинских центров. Какие именно услуги оказываете? Входит ли в их перечень подбор и планирование помещений, консультирование и сопровождение при покупке медицинского оборудования, помощь со всеми расчетами, а также в процессе открытия медцентров?

МСТ без преувеличения первая российская фирма, оказывающая услуги клинического инжиниринга. Приобретение медицинского оборудования сейчас не сложная процедура. Вопрос в эффективности использования оборудования, расходов его на эксплуатацию, схемы оплаты, клинической эффективности.

МСТ не работает с госзаказом. Более двенадцати лет нарабатываем и сохраняем практику защиты интересов владельцев медицинских центров.

Проектируем, строим и осуществляем надзор, выполняем сложный такелаж, разрабатываем финансовые модели и бизнес-планы, помогаем с поиском источников финансирования и субсидирования. Также мы осуществляем поиск врачей, предоставляем «пусковые» команды, помогаем в сделках M&A, выполняем due diligence, осуществляем trade-in.

 

— Медицинский центр — понятие достаточно широкое, это может быть центр УЗИ и КТ, лаборатория, клиника детской неврологии и масса других направлений. Какие из них сегодня имеют наибольшие перспективы на российском рынке и почему?

— Во-первых, важно учитывать регион. Нет единой картины для всех регионов и городов России. Есть общие признаки рынка частной медицины для больших городов, для небольших населенных пунктов и рынков регионов-анклавов — удаленных регионов с их сложностями в транспорте, дефицитом персонала, экологической обстановкой. Это нужно учитывать для расчета показателей клинического дефицита, платежеспособности, емкости рынка, среднего чека и возможности развивать бизнес с доступными на рынке врачами.

 

Ключевую роль играет и состояние государственной медицины в регионе: если она сильная, частный сектор развивается хуже, там, где меньше присутствие государственной медицины, лучше представлена частная.

Во-вторых, при выборе направления для нового центра необходимо учитывать существующие предложения услуг на рынке. И конкурентами для инвесторов являются не только частные, но и государственные центры. Количество коек, мощность поликлиник, основные средства и специфика их амортизации, число врачей в госсекторе доминируют в любом регионе России. Эффективная государственная медицина не дает развиваться частной, и, напротив, обратная ситуация открывает массу возможностей для развития частного и теневого сектора здравоохранения. Сравним, например, Хабаровск и Владивосток. Города с равным населением около 700 000 человек, в обоих есть медицинские вузы, схожая экономика, одинаково удалены от столичного центра. Но регионы имеют разный уровень развития частной медицины. Во Владивостоке предложение частных центров больше. Администрация Хабаровского края в 2000-х годах активно инвестировала в развитие краевой медицины, обеспечивала открытие федеральных медицинских центров, реконструировала большое число госучреждений. Приморский край уделял этому меньше внимания, как следствие — во Владивостоке успешно работают несколько десятков крупных частных медицинских центров.

В-третьих, необходимо учитывать кадровые возможности региона. Число врачей, медсестер и уровень их дохода. Важный вопрос — поиск и привлечение врачей и сестринского персонала. Конкуренция за персонал определяет как саму возможность оказания услуги, так и уровень расходов на зарплату. В современном медицинском центре главная статья затрат — заработная плата врачей и медсестер. Приведу пример. В Магадане и Петропавловске-Камчатском фиксируется высокая потребность в медицинской услуге, но регионы не имеют медицинских вузов, отрицательная миграция медработников. Регионы имеют много перспективных ниш, но там сложно найти персонал для любого медицинского проекта, как государственного, так и частного.

 

В-четвертых, перспективным будет то направление, которое высокорентабельно. Хорошая доходность для центра площадью 800 кв. м сегодня на уровне не более 30%, при действующих льготах, отсутствии налога на прибыль и НДС. Но если льготы отменят, сколько медицинских центров смогут работать без изменения стоимости услуг, а сколько закроются? Сейчас трудно найти услугу с высокой доходностью, они, конечно, есть и, как правило, не массовые. Уникальны те проекты, где розничная услуга маржинальна без ущерба для качества и сервиса пациента. И такие примеры есть, когда на диагностической процедуре, внедряя технологии умного производства, макдольнизации и уберизации, увеличивают выручку и прибыль, предоставляя лучшую по качеству и скорости услугу. Мы наблюдаем за подобным знаковым проектом наших партнеров в Воронеже, таких немного не только в России, но и в мире.

В-пятых, хочется сказать о том, что на рынке частной медицины работают те же законы, что и в других отраслях. Это эффективный менеджмент, IT в управлении и контроле, экономия на масштабе, эффект синергии направлений, работа с госфинансированием, дешевый капитал для развития, корпоративные университеты, эффективный маркетинг.

— Инвестирование в какие именно сегменты рынка медицинских центров представляется вам наиболее обоснованным?

— С учетом всего сказанного, наиболее выгодно инвестировать в те сегменты, куда государство не может добраться, а конкурент не успеет прийти, повторяя ваши решения. Это либо массовая услуга с постоянным уровнем потребления, где вы, используя инновации, сможете добиться преимущества в цене и сервисе. Либо это может быть уникальная услуга, защиту уникальности которой вы можете обеспечить медицинской технологией и оборудованием, врачом или локацией. А лучше использовать все указанные преимущества. В каждом городе это будет свое решение, в одном регионе — МРТ-центр, в другом — санаторий, в третьем — онкологический центр. Успешный проект в любом случае будет уникальным, так как копирование увеличит конкуренцию на той же рыночной нише.

— Как в целом оцениваете насыщенность медцентрами рынок Москвы и Санкт-Петербурга? Можете ли отметить какие-то характерные и актуальные тенденции каждого из них?

 

— У Москвы сохранились большие перспективы развития частной медицины. Платежеспособность населения городов отличается, число жителей и транспортная сеть определяют различия в емкости рынка и объема потребления. В Москве четыре аэропорта и девять вокзалов, в Санкт-Петербурге один аэропорт и пять вокзалов. В Санкт-Петербурге крупных медицинских центров не более десяти. В Москве более ста крупных клиник. 

Москвичи и гости столицы готовы платить за услугу больше, чем в Санкт-Петербурге, они требуют лучшего сервиса, что и создает условия для развития, даже несмотря на то, что муниципальные ЛПУ Москвы лучшие в России.

В Москве и Подмосковье растет население, в Санкт-Петербурге его численность не меняется.

Важно учитывать наличие в обоих городах федеральных медицинских центров, крупных региональных клиник, развитой ведомственной медицины. Две столицы — не только столицы в политике и финансах, это и медицинские столицы России. Здесь находятся сотни медицинских учреждений, хорошо оснащенные, с лучшим, наиболее образованным и передовым коллективом врачей.

— Как бы охарактеризовали перспективы роста бизнеса отдельных клиник и сетевых? Какие нюансы характерны сегодня для каждого из сегментов рынка?

 

— Моноклиник становится меньше. Если они сохраняются — вынуждены масштабироваться, расширяют перечень услуг, число специалистов. Будущее за сетевыми клиниками и большими клиническими центрами, примеров которых пока в России немного. Различные направления помогают диверсифицироваться, размер клиник — сэкономить на операционных затратах. Большой клинике проще привлечь сотрудников и капитал для развития, удержать пациента, в них выше средний чек, легче вход в страховые программы, она получит лучшие условия от поставщиков. Это хорошо видно на примере других стран. Этим можно объяснить сделки M&A на рынке. Если у вас клиника с выручкой от 500 млн рублей, вы будете получать предложения о продаже несколько раз в год.

Моноклиники могут и будут работать, у них всегда будет своя узкая ниша. Они выигрывают за счет редких специалистов, авторских методов и технологий.

Shutterstock/FOTODOM

— Возврат инвестиций — непростой вопрос для медицинской отрасли, где, как правило, срок выхода на рентабельность довольно длинный. Как оцениваете рентабельность медицинского бизнеса сегодня? К чему нужно готовиться инвесторам, решившим вложить средства в открытие нового медцентра?

— С хорошим владельцем не принято обсуждать рентабельность, но по анализу финансовых документов в среднем это 25–28%. Высокая рентабельность сохраняется в эстетической медицине, офтальмологии, стоматологии, лабораторной диагностике, онкологии и ВМП (высокотехнологичной медицинской помощи).

 

— В развитие этого вопроса — какую динамику/изменения в этой сфере вы отмечали в этом году, если сравнивать, например, с двумя предыдущими пандемийными годами? Могли бы привести примеры последних успешных кейсов?

— Вырос спрос на оснащение центров малоинвазивной или амбулаторной хирургии, онкологических клиник, центров, оказывающих комплексную «закрытую» услугу по принципу «диагностика — терапия — реабилитация — фармподдержка». Эндоскопические центры активно развиваются во всех регионах. Происходит замещение устаревшего и неэффективного диагностического оборудования.

— Медицина — одна из отраслей, в которую приходят высокие технологии. Как это влияет на вашу деятельность? Как именно сказывается на организации работы медцентров? Возможно, появились (или ожидаются) новые формы организации медпомощи и взаимодействия между пациентом, врачами, персоналом. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Медицина чувствительна к инновациям, человечество всегда будет развивать медицину приоритетно, медицинское оборудование содержит компьютеры, различные датчики и сенсоры, которые подвержены развитию и улучшению по закону Мура.

 

Это приводит к непрерывному улучшению качества диагностики, например ультразвуковой и лабораторной. Сокращение расходов в анестезии и времени проведения обследования на томографе позволило передавать данные для удаленного консультирования, уменьшило вес и размеры оборудования, привело к существенному сокращению его стоимости. Например, цифровые маммографы за 15 лет стали дешевле почти в 20 раз. Упростились и требования к подготовке помещений. Требования к компьютерным знаниям врачей, напротив, выросли. Цифровые технологии позволили создать электронные истории болезней, обеспечить удаленную диагностику и превентивный ремонт оборудования.

— Будущее частной медицины — каким его видите и в каком именно горизонте? Видите как в целом, так и в ракурсе развития своей компании.

— Ее развитие напрямую зависит от потребления жителей и их предпочтений. В больших городах не будет потрясений. Отрасль пострадает от санкций и изменения условий в той же степени, что и смежные отрасли. Клиники будут развиваться в направлении масштабирования. Драйверы частной медицины те же, что и раньше: лаборатория, радиология, стоматология, офтальмология, диагностика, косметология, хирургия.

То, что могло бы привести к изменениям, — это работающие ГЧП и концессии, а также увеличение тарифов ОМС. Внедрение этих изменений могло бы вывести здравоохранение на новый уровень.

Развитие компании МСТ направлено в области предоставления услуг проектирования, консалтинга, инжиниринга, образования врачей. Отрасль продолжает развиваться, конкуренция усиливается, доходность сокращается, и никто не может гарантировать постоянства выручки. Необходимо непрерывное повышение эффективности отдельных клиник и отрасли в целом, сокращение расходов на приобретение основных средств, на привлечение и удержание клиентов, повышение объема стандартных процедур. Мы стараемся предлагать комплексные решения, проверенные и внедренные. Не строить каждый объект заново, а использовать отработанные примеры.

 

Сохранение и передача знаний — это основа работы нашей компании. А наш подход мы уже проверяем на рынках Азии и Ближнего Востока.

Реклама
ООО «Медицинские системы и технологии»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+