Миф 1. Онлайн-учеба неэффективна
«Современные дети не могут без технологий, и образование в этом смысле не исключение, — говорит гендиректор «Онлайн-школы» Артем Аницоев. — Если раньше для получения знаний надо было пролистать много книг, то сейчас достаточно одного клика, чтобы получить картинку и краткое содержание. Современные дети быстрее приспосабливаются, подстраиваясь под темп информационного потока. Именно поэтому во всем мире наблюдается тренд на мультиформатное обучение, флагманом которого выступают онлайн-школы. Они активно внедряют новые технологии и форматы, открывая перед школьниками больше возможностей. А это, в свою очередь, приводит к высоким результатам».
Мультиформатное обучение совмещает разные инструменты: видео, интерактивные учебники, аудиоподкасты, тесты-тренажеры. При этом, например, в «Онлайн-школе», победителе конкурса «Сто лучших школ России» в номинации «Лучшая школа дистанционного обучения» в 2019 году, резиденте «Сколково», обязательно участие каждого ученика на уроке, с включенной камерой и устными ответами. Все это позволяет разным детям усвоить материал наиболее подходящим для каждого способом.
Но одних возможностей для учебы мало, нужна еще мотивация. Если знать, что и в каком возрасте мотивирует, и поработать над целями с каждым учеником, то проблем не возникает. «Бывает, родитель уверен: у ребенка нет мотивации к учебе, — рассказывает Артем Аницоев. — А на самом деле у ученика не было мотивации рано вставать, чтобы идти в школу. Переходя в онлайн, он перестает воспринимать учебу как каторгу, тогда и проявляется мотивация».
Несмотря на то что на платформе у ученика есть вся информация, куратор может напомнить ему о домашнем задании, а также собирает обратную связь от учителей и присылает родителям отчеты об успеваемости.
Регулярные срезы знаний позволяют отслеживать прогресс учеников и корректировать процесс обучения для каждого. Каков результат? В 2022 году ученики «Онлайн-школы» сдали ЕГЭ лучше, чем в среднем по стране. Так, средний балл по русскому языку составил 70,5 против 68,3 по России. При этом одна из выпускниц сдала экзамен на 100 баллов, еще несколько человек — на 98 баллов.
Миф 2. В онлайне нет хороших педагогов
Ради хороших учителей многие родители готовы возить детей на другой конец города. «В онлайн-школах часто преподают выпускники лучших вузов России, которых не всегда можно найти не только в ближайшей школе, но и в небольшом городе», — говорит Наталья Царевская-Дякина, руководитель EdTech-кластера фонда «Сколково».
В «Онлайн-школу», например, на собеседование попадают педагоги только с профильным высшим образованием и опытом работы в школе от четырех лет. Но это далеко не все требования к кандидатам. Прошедших скайп-собеседование приглашают провести онлайн-урок для методистов, учителей и других школьных специалистов. «Задача учителя — за 45 минут раскрыть для нас тему, решить с нами задачи, поиграть и закрепить информацию, — говорит гендиректор школы Артем Аницоев. — Мы обращаем внимание на поведение учителя, на структуру урока, на подачу, визуализацию и множество других моментов. Этот этап собеседования проходят только лучшие».
Но и это еще не все. Во время испытательного срока учителя смотрят лекции школьных методистов и выполняют тесты. Ведь для того, чтобы заинтересовать детей онлайн, педагог должен максимально хорошо структурировать урок, научиться работать голосом не хуже актера и освоить новые онлайн-инструменты.
Тратить столько усилий на переход в онлайн готовы только самые мотивированные. По опыту «Онлайн-школы», в интернет-образование из очной школы уходят преимущественно те, кто хочет развиваться в своей профессии. «В средней школе учителя с утра до вечера, а иногда и по субботам участвуют в мероприятиях, — объясняет Артем Аницоев. — В онлайн-школе их привлекает возможность выстроить свой график и избавиться от бюрократической нагрузки, а также финансовый и профессиональный рост».
Миф 3. Онлайн-учеба вредит здоровью
Главный вред ребенку несет долгое сидение, неважно, за партой или компьютером. Особенно неправильное. «За осанкой наших учеников следят родители, но мы беседуем и с родителями, и с детьми на эту тему, — говорит Артем Аницоев. — Кроме того, на наших уроках физкультуры в начальной школе много упражнений на осанку и укрепление мышц спины».
Активные перемены в онлайн-школе не предусмотрены, но между уроками бывает зарядка. А главное — в онлайне меньше уроков. Удаленное обучение предполагает, что ученики получают знания не только на уроках, но и на практике, и в самостоятельном углубленном изучении предметов. «Если в классической школе ежедневно 6–7 уроков, то в онлайне — 4–5, — говорит Артем Аницоев. — То есть ребенку приходиться меньше сидеть на уроках, освобождая время для других активностей. Снижение урочной нагрузки достигается благодаря наличию платформы, на которую вынесены все самостоятельные и контрольные работы. Наши преподаватели не тратят время на обсуждение школьных конфликтов и организационных вопросов: конфликтов у нас нет, а всю организацию учебного процесса берут на себя кураторы. Онлайн-образование кратно увеличивает возможности ученика в получении и применении знаний, убирая из процесса обучения основную нагрузку школы — места социальной передержки ребенка».
Еще одна тревожная для родителей тема — влияние монитора на зрение. При грамотном режиме пользования — ограниченные часы с регулярной зарядкой для глаз, правильной настройкой монитора и организацией рабочего места — компьютер не вредит зрению. Организовать этот режим, конечно, задача родителей, но школа в этом тоже помогает. «Боязнь онлайна обычно вызвана не реальными последствиями, а косностью мышления: хорошее образование — то, как учили нас, все другие варианты плохи, — считает Наталья Царевская-Дякина. — Но если iPhone появился в этом мире раньше ребенка, если интернет и гаджеты с ребенком с рождения, то лучше использовать эту часть его жизни во благо, для образования».
Миф 4. Онлайн-школа не работает по ФГОС и не дает аттестат государственного образца
Одно из требований ФГОС — гибкость учебного процесса. Онлайн дает максимальные возможности для персонализации образования и развития гибких навыков. «С каждым учеником мы обсуждаем его потребности и склонности и решаем, как мы можем помочь раскрыть их, — говорит Артем Аницоев. — Исходя из этого мы выстраиваем учебный план». Например, пятиклассник может по всем предметам учиться в своей параллели, а любимую физику изучать вместе с 7-м классом и даже аттестоваться. И наоборот: если у ребенка какой-то предмет вызывает трудности, в его учебном плане появляются дополнительные занятия. При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ старшеклассники выбирают предметы, которые требуют усиленной подготовки, и школа тоже организует дополнительные занятия.
Составить индивидуальный учебный план ученику помогает куратор, предварительно выяснив образовательные цели каждого ученика. Такой гибкий подход позволяет добиться высоких образовательных результатов.
По российскому законодательству, аттестаты сегодня могут выдавать только школы классического образца после очной итоговой аттестации. Ученики «Онлайн-школы» могут сдать экзамены в одной из партнерских школ их учебного заведения: их более 10 в разных городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Но списком партнерской сети ограничиваться необязательно: родители могут выбрать любую другую школу.
Миф 5. Онлайн-обучение лишает социализации
В очной школе общение со сверстниками обычно происходит вне ее стен, считает Наталья Царевская-Дякина. «На переменах школьникам хватает времени фактически на то, чтобы перейти из класса в класс. Общение происходит в чатах класса, на прогулках после уроков с одноклассниками и соседями по району, — отмечает эксперт. — Онлайн как раз позволяет освободить время для прогулок с друзьями. А специальные часы свободного общения в онлайн-школе еще и дают возможность детям из разных городов и разных семей рассказывать о своей жизни и узнавать о чужой, расширяя кругозор и развиваясь».
В онлайн-школе социализации уделяют много внимания. При приеме в онлайн-школу специалисты беседуют с родителями, рекомендуя им активнее организовывать живое общение со сверстниками в кружках, секциях или других местах. При этом в самой школе работает целый отдел социализации. Например, для учеников начальных классов школа проводит бесплатные дополнительные занятия по шахматам, компьютерной грамотности и другим предметам. «Мы гордимся внеурочной деятельностью, потому что дети получают благодаря ей нужные навыки, — говорит Артем Аницоев. — На игровых часах, например, младшеклассники делают поделки и проходят квесты, а на уроках музыки могут поиграть в «Угадай мелодию». У них есть возможность пообщаться друг с другом на заданную тему и небольшая свобода действий: решат спеть вместе — пожалуйста».
В старшей школе, кроме внеурочных занятий, научно-популярных лекций и встреч с экспертами, есть литературный и кулинарный клубы — они созданы для общения детей на объединяющие их темы.
Если ребенок когда-то столкнулся с буллингом в обычной школе, ему может быть сложно не только записаться в клуб, но даже отвечать на уроках. Тогда ему помогает психолог. Этот специалист работает со всеми школьниками и их родителями, помогая справиться с разными трудностями — от проблем с адаптацией к онлайну до тайм-менеджмента. «У нашего психолога есть образование профориентолога, поэтому он помогает определить склонности школьника и выбрать будущую профессию ученикам 8–11-х классов, — отмечает Артем Аницоев. — Все это работает не только на сегодняшнюю, но и на будущую социализацию наших детей».
В «Онлайн-школе» учится более 5000 детей ежегодно. Присоединиться к ним, как и в классической школе, можно в течение всего учебного года. Пробная неделя бесплатна.
* Информационная поддержка