Один Kleek: почему рестораны выбирают сервис Эмиля Азизова для оплаты счета
— Как вы пришли к идее создать финтех-стартап в разгар пандемии? Почему остановились на разработке решения именно для ресторанного бизнеса?
— Летом 2021 года я сидел в одном из самых популярных кафе Петербурга и очень долго ждал счет — при полной посадке обслуживать быстрее официант не мог физически. Мое внимание привлекла табличка с QR-кодом для оплаты чаевых. Тогда я подумал, а почему чаевые оставить можно, а оплатить счет нет? Некоторое время ходил с этой мыслью, искал информацию и в какой-то момент наткнулся на статью о подобном сервисе во Франции, создатели которого на стадии pre-seed получили от инвесторов €23 млн. Я понял, что на российском рынке аналогичная разработка тоже будет востребована. Поделился мыслями с партнером, у которого есть свои рестораны, и где-то через месяц мы уже взялись за разработку Kleek.
— Почему никто раньше не реализовал лежащую на поверхности идею?
— Попытки были еще в 2014 году, но рыночные условия складывались неблагоприятно, да и канал дистрибуции выбирался неверно. Технически возможность оплатить счет по QR-коду была, но только через мобильное приложение конкретного ресторана. Скачивать его ради одной опции никто не хотел. И еще один важный момент — стоимость трансакции. Мобильное приложение предполагает использование интернет-эквайринга, который и сейчас обходится дороже торгового, а несколько лет назад разница в стоимости была еще более существенной. Поэтому Kleek создавался как веб-сервис, удобный для пользователя и выгодный для ресторана.
— Сколько времени потребовалось на разработку сервиса и кто ее финансировал?
— Разработку начали в конце сентября 2021 года, а запуск состоялся уже в середине декабря. Все необходимые ресурсы мы с партнером обеспечили сами. Конечно, пытались привлечь и инвесторов, но в марте этого года сделка сорвалась. Как мне сказал один из предпринимателей, я выбрал худшее время для создания стартапа и тем более привлечения инвестиций. Сомнения были и у меня самого, конечно, но веру в саму идею и желание воплотить ее в жизнь они не убили. Летом удалось привлечь инвестиции, благодаря которым сейчас и развиваемся.
— Вы позиционируете свой продукт как решение для непростых бизнес-условий. В чем его преимущества? Какая техническая база требуется от кафе и ресторанов для его подключения?
— Основные преимущества — сокращение затрат и упрощение рабочих процессов. Мы хорошо знакомы со структурой расходов ресторанов и понимаем, насколько важно свести их к минимуму в условиях, когда трафик падает, а цены растут.
Еще одна острая проблема, которую мы помогаем решить, — загрузка официантов. Вспомните, сколько раз он подходит к одному столику, чтобы повторно принести меню или принять оплату. Kleek все упрощает, оставляя качество обслуживания на высоте: официант принимает заказ, а на самостоятельную онлайн-оплату счета гостю нужно 10–15 секунд.
Что касается процесса подключения — нужно только подписать договор и дать нам техническую возможность для интеграции, остальное мы сделаем сами за считаные дни.
— А как рестораторы приняли ваш продукт? Сразу ли появилось понимание, что он поможет решить ряд чувствительных проблем? И на что ориентировались вы, разрабатывая функционал сервиса?
— Мы изначально ориентировались на потребности бизнеса внутри страны, а не на имеющиеся аналоги. Поэтому на этапе разработки много общались с управляющими и операционными менеджерами ресторанов. Но, конечно, как всегда бывает, при запуске нового продукта уже на этапе знакомства с MVP-версией столкнулись с рядом вопросов и опасений. И это дало еще больше идей для развития продукта: к примеру, дополнительное оповещение персонала о том, что гость оплатил счет и столик «закрыт». Вопросы нам задают до сих пор, и наша миссия — познакомить рынок с новым продуктом, рассказывать о его достоинствах и помочь вывести обслуживание в ресторанах на новый уровень.
— Какие еще опасения возникали у рестораторов?
— Многие боялись потерять контакт с посетителями. Но это в принципе невозможно, так как мы, понимая всю важность этого этапа, сознательно оставили опцию заказа только через официанта — для налаживания контакта, создания атмосферы и рекомендации дополнительных позиций из меню. Сервис активен как раз в моменты, отвлекающие официанта от гостя, которому нужно его внимание.
Опасения высказывали и по поводу безопасности данных. С этим страхом мы тоже успешно справляемся — степень защиты всех страниц платежных систем соответствует международным стандартам безопасности, а что касается внутренней информации ресторанов — у нас есть доступ только к данным по заказам, которые были оплачены через наш сервис. И да, с имеющимися системами лояльности ресторанов мы тоже можем интегрироваться.
— При всех плюсах самостоятельная оплата счета ломает очень давнюю традицию. Насколько легко гости переключаются на новый вид оплаты?
— Здесь нам здорово помогает персонал заведения. Если официант отвечает на возникшие у гостя вопросы по поводу работы сервиса, при этом оставляя ему возможность использовать и привычные методы, то переход происходит плавно. Не всегда сразу, но со временем гость пробует сервис и понимает преимущества его использования, когда нужно, к примеру, заплатить только за свои позиции из общего заказа или можно рассчитаться, используя камеру смартфона, без ожидания счета и терминала, который принесет официант. А к хорошему привыкаешь быстро.
— Каких целевых показателей вы планируете достичь?
— Сложно прогнозировать, особенно сегодня. Но в планах 1000 заведений в течение 12 месяцев. Пожелайте нам удачи!
— Вместе с вами индустрию QR-кодов развивают крупные российские компании и банки. Как это сказывается на вашей стратегии?
— Присутствие игроков с мощными известными брендами — огромный плюс, двигающий рынок вперед. Конкурировать с гигантами, конечно, непросто, но в то же время такое соседство подталкивает к решительным действиям, помогает быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях, взвешенно принимать стратегические решения и постоянно повышать уровень облуживания, в первую очередь отслеживая обратную связь от партнеров.
Взгляд ресторатора
Антон Донцов, директор по маркетингу ресторанной группы Italy&co:
«Kleek удобен в пользовании как для гостя, так и для команды ресторана.
Проверка оплаты счетов автоматизирована настолько, что мы, как сотрудники ресторана, не переживаем из-за «незакрытых» столов. В то же время гости могут почувствовать дополнительную лояльность к нам, поскольку такая оплата счета — совершенно новый, партнерский уровень доверия».
* Информационная поддержка