К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зёма и импортозамещение: как пензенский кинопродакшен покоряет Россию

Зёма и импортозамещение: как пензенский кинопродакшен покоряет Россию
Российские сериалы стали трендом еще до ухода западных кинопроизводителей с рынка. И в сюжете многих из них фигурируют небольшие города — аудитория сериалов в регионах гораздо больше столичной. Чаще всего такие сериалы снимают московские и питерские компании. Но есть исключения. Сериалы регионального продакшена студии «Пензфильммаш» есть в портфеле крупнейших онлайн-кинотеатров. Как за шесть лет стартап вырос до кинокластера?

Для региональной студии снять сериал в своем городе и заработать на его популярности — практически нереальная история. По словам программного директора Первого фестиваля стриминговых сервисов Originals+ и фестиваля экранизаций «Читка» Сусанны Альпериной, региональный продакшен развивается медленно, потому что производство сериалов довольно затратно. Одна серия стоит минимум 3 млн рублей.

Тем ярче история успеха кинопродакшена из Пензы. Сейчас у «Пензфильммаша» в девелопменте четвертый сезон комедийного сериала «Зёма», который родился из коротких роликов в Instagram (здесь и далее — запрещенная в России соцсеть. — Прим. ред.) и YouTube. Его можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах, на «Кинопоиске» у него высокий рейтинг — 7,6 балла. В работе еще четыре сериала и 11 шоу. В штате около 100 человек. Что помогло компании выйти на федеральный масштаб?

Трудолюбие и отвага

В 2016 году основателям «Пензфильммаша» было по 28 лет и оба были в команде КВН. У Антона Карпушкина, выпускника истфака ПГУ, было собственное ивент-агентство. Семен Молоканов, давно бросивший Пензенский аграрный университет, зарабатывал деньги, редактируя шутки для команд Высшей лиги КВН. Как раз тогда некоторые бывшие участники КВН — Ида Галич, Евгений Кулик и другие — увлеклись видеоблогингом. Глядя на их успехи, приятели решили сделать свой видеопроект.

 

«Сначала идея была снимать хоть что-нибудь — ролики, скетчи, любой контент, главное — веселый», — говорит актер, сценарист и генеральный продюсер «Пензфильммаша» Семен Молоканов. Молодой, худощавый — натуральный Зёма из одноименного сериала. Разве что спортивный костюм не режет глаз яркими цветами. «Триггером стал отказ КВН взять нашу команду в Высшую лигу — мы решили искать другой канал для творчества», — уточняет Антон Карпушкин, генеральный директор «Пензфильммаша». Они сидят в большой переговорной в своем пензенском офисе. За спинами во всю стену герои их первого видеопроекта «Красавица и чудовище»: Зёма, Мила и их друзья.

У Семена родилась богатая на скетчи идея — соединить в кадре «лютого гопника» Зёму и «легкую красивую девочку» Милу. Вместе с Милой Сайфутдиновой они начали снимать скетчи хронометражем одна-три минуты и выкладывать их в Instagram и YouTube. «Это был период трудолюбия и отваги, — говорит Антон Карпушкин. — Мы совмещали каждый свою работу со съемками, выкладывая еженедельно новый эпизод. Но так увлеклись и зафанатели, что круглые сутки были на связи. Я звонил в субботу в пять утра, чтобы спросить: «Ты видел? Мы в трендах YouTube!», ежеминутно обновлял в телефоне количество просмотров и полностью его разряжал». За два месяца YouTube-канал «Красавица и чудовище» набрал 100 000 подписчиков. А первый рекламодатель пришел уже через месяц.

 

По словам основателей, тогда для динамичного роста не нужно было быть профи в продвижении, достаточно было делать востребованный контент — платформы сами его продвигали, паблики предлагали со скидкой рассказать о них своей аудитории. Благодаря рекламодателям Семен и Антон смогли сосредоточиться на съемках скетчей, практически отказавшись от других работ. Они открыли ИП, определили свой прожиточный минимум, а остальной доход решили вкладывать в развитие: сняли офис, купили камеру, наняли оператора и монтажера. «Примерно через год, когда посты в Instagram и на YouTube начали набирать по 1,5–4 млн просмотров, мы поняли, что готовы к чему-то большему», — говорит Семен Молоканов.

True story

Как раз тогда на «ТНТ» вышел сериал «Ольга» о жизни в спальном районе. Семен восхитился и немедленно решил, что тоже хочет сделать комедию о жизни молодых пензенцев. Конкурировать с ведущей российской студией хотели, но в профессиональном и финансовом плане не могли. Зато, размещая сериал онлайн, могли добавить жизненности: например, диалоги с умеренным матом и местным говором и съемку, похожую на любительскую. То есть сделать неглянцевую true story. С теми же героями, что и в скетчах.

«Семен позвонил мне среди ночи и настоял на встрече, — вспоминает Антон. — Приехал воодушевленный, рассказал, что будем снимать сериал. И попросил найти на продакшен миллион рублей. К утру».

 

Антон обратился к знакомым бизнесменам. «Они выслушали, спросили, точно ли я верну деньги, — рассказывает Карпушкин. — А потом кто-то из кармана вынул, кто-то на карту перевел. Из кафе я вышел с кульком денег, но главное — мы уложились в этот миллион и потом все вернули как порядочные люди».

В первом сезоне «Зёмы» всего семь серий по 10–15 минут каждая, но на его создание ушло около года. Отчасти из-за параллельной съемки скетчей «Красавицы и чудовища», на доход от которых жили. Но в основном из-за неопытности. Например, съемки они проводили в хронологическом порядке, а не как профессионалы — снимая все эпизоды в одной локации в один день. Или возвращались снимать в одно и то же место по шесть раз — да с таким большим перерывом, что в ноябре приходилось изображать в кадре лето.

Локации и массовку находили бесплатно. Миллион ушел в основном на гонорары оператору и монтажеру и на бензин. 8 февраля 2018 года они выложили первую серию «Зёмы» в YouTube «Красавицы и чудовища» и в тот же день получили 600 000 просмотров. «Сейчас вижу: там нет ни хорошего звука, ни света, камера плохая, горизонт завален, — перечисляет Семен. — Но выглядит абсолютно «трушно», и люди будто этого ждали! Среднее удержание аудитории на YouTube-канале — 40–50%, а у нас было 70%».

За сезон число подписчиков YouTube-канала выросло с 350 000 человек до 750 000, а количество просмотров достигло 30 млн. Монетизация канала позволила вернуть долг.

Горький опыт

Молоканов и Карпушкин загорелись идеей открыть в Пензе кинокластер, который будет производить контент для всей России и русскоязычных зрителей мира. Тогда же к ним обратились бывшие участники КВН, которые уже занимались в Москве кинопродакшеном и предложили сделать второй сезон «Зёмы» вместе, а чтобы расширить аудиторию — улучшить качество продакшена и сделать сюжет, интересный в том числе людям 40+.

 

В результате почти так и вышло: качественный сценарий, съемки с участием профессионалов из столичных студий, в эпизоде бандита сыграл узнаваемый актер Алексей Панин, в фокусе — криминальная история отца Зёмы из 1990-х. Но одновременно случилось много управленческих и финансовых проколов, от неверного оформления документов до больших переплат за переработку. А главное — интереса онлайн-кинотеатров, на который рассчитывала команда, не случилось. «Партнеры и мы возлагали друг на друга чрезмерные надежды, — говорит Молоканов. — Для обеих сторон это был горький опыт, но они вложили хотя бы свои деньги. А на нас повис большой долг».

Хорошо, что Rutube согласился разместить на своей площадке «Зёму». Там сериал начал набирать просмотры, и компания предложила «Пензфильммашу» снять 10 выпусков экстремального женского шоу. «Это было чудо, — говорит Молоканов. — Мы заработали денег, выдохнули и переключились».

Команда уже многому научилась. Еще со времен «Красавицы и чудовища» друзья не пропускали возможности поучаствовать в съемках разных телешоу. А когда решили снимать сериалы, ездили смотреть, как это делают профессионалы, читали уйму литературы, проходили онлайн-курсы, пытались вникнуть в каждый процесс в собственном продакшене, от установки света на съемках до цветокоррекции на монтаже. Кроме того, опыт «Зёмы-2» дал понять: креатив, управление и финансы нельзя отдавать на аутсорс. В больших проектах на ключевые позиции в продакшене нужно брать профессионалов с фильмографией, все остальное могут сделать местные.

Вселенная «Пензфильммаш»

В пандемию команда продолжала снимать разные шоу для Rutube и свои скетчи, зарабатывая деньги и набираясь опыта. В 2021 году основатели «Пензфильммаша» решили делать «Зёму-3». Сценарий писали вместе с опытными сценаристами, снимали и продюсировали тоже с профи. Получилось 10 серий уже традиционного веб-формата по 15 минут. «Продакшен получился на десять уровней выше «Зёмы-2», — считает Молоканов. — Когда разослали трейлер, все онлайн-кинотеатры его захотели. В рейтинге Premier он оказался на третьем месте после сериалов «Пацанки» и «Контакт».

 

Команда «Пензфильммаша», активно рекламируя «Зёму-3» на YouTube-канале с аудиторией под 3 млн человек и в личных блогах, привлекла в онлайн-кинотеатры новых подписчиков. «За последние три года онлайн-кинотеатры получили большое развитие, — говорит Молоканов. — Каждую неделю на любой платформе выходит минимум две премьеры. На нас обратили внимание, начали приглашать, появился запрос на спин-оффы про друзей Зёмы — Сундука и Тяпу. У нас формируется своя киновселенная, почти как у Marvel».

В 2022 году «Пензфильммаш» расширил штат до 100 человек. Своими силами они снимают кулинарные, комедийные и другие шоу, в том числе и для Rutube. 16 сентября продакшен Rutube Originals успешно стартовал с сериалом «Салют, начальник!», в съемках которого участвовала команда «Пензфильммаша». Главные актеры сериала Денис Сундуков и Максим Назаров. В пайплайне «Пензфильммаша» еще шесть сериалов на стадии разработки.

 «Почему Пенза? — рассуждает Карпушкин. — В этом хорош небольшой город. У нас есть контакты, чтобы быстро договориться о съемках, недорогие или бесплатные локации, удобная логистика: на переезды тратишь 15 минут. А главное богатство — это люди. Нас здесь знают и любят». Нужна массовка завтра на 300 человек — она собирается. Нужна другая помощь — только попроси. Люди в небольшом городе готовы работать, если есть интересный проект и тем более деньги. «Мы развиваем собственные кадры, и даже на крупных съемках не менее 60% съемочной группы — наши ребята», — отмечает Антон.

По мнению Ильи Ивлева, который около года сопродюсирует их проекты, этот региональный кинокластер не уступает столичным студиям в профессионализме. «Ребята работают быстро и сплоченно, динамично расширяя штат профессионалов, — говорит Ивлев. — На мой взгляд, нас разделяет только расстояние, но это не проблема благодаря видеосвязи и коротким перелетам из Пензы в Москву». По его словам, у регионального продакшена есть свои плюсы: местные продюсеры лучше понимают потребности региональной аудитории и дают работу талантливым профессионалам не из Москвы. «За год в Пензе удалось построить самый большой региональный кинопродакшен с большим потенциалом для производства шоу и сериалов не только для онлайна, но и для телевидения», — заключает продюсер.

 

«Пензфильммаш» как раз планирует переходить от комедий к более драматичным сюжетам и снимать более востребованный сериальный формат — с эпизодами по 24 минуты, который можно транслировать и на телевидении. «Скорости кинопроизводства, как и скорости кинопотребления, в последние годы значительно выросли, — говорит Семен Молоканов. — Мы стараемся угнаться и всего хотим — и полный метр, и 300 серий на федеральном телеканале. Но главное для нас сегодня — выработать свой почерк. И это я обещаю выполнить».


*Информационная поддержка
16+

true story — реальная история (правдивый контент)

Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+