Большая перемена: зачем девелоперская группа «А101» занялась педагогическим дизайном
По итогам первой половины 2022 года, как подсчитали в риелторской компании «Метриум», лидерами продаж в Новой Москве стали три жилых комплекса от разных застройщиков. В частности, в ЖК «Прокшино» было реализовано 959 квартир — чуть меньше, чем у ближайших по ренкингу конкурентов, но при средней цене покупки квадратного метра на 12% и 33% выше. На спрос в сфере жилой недвижимости, как известно, влияет множество факторов, в том числе окружающая инфраструктура.
По данным ГК «А101», почти 60% покупателей интересуются наличием в районе школ и детских садов, правда, в основном добавляют, что школа должна быть «хорошей», то есть быть на нестыдном месте в рейтинге, иметь хороший показатель по ЕГЭ и возможность научить ребенка разным полезным навыкам. Для создания такой среды мало интересного здания и оборудования, нужна правильная мотивация, то есть школа должна уметь заинтересовать ученика и дать возможность остаться после уроков с друзьями и придумать интересный проект, поиграть и пр.
«В качестве примера можно назвать ереванскую школу Ayb, куда дети были готовы ходить по субботам и воскресеньям», — рассказывает генеральный директор ГК «А101» Игнатий Данилиди.
Проект каждого района ГК «А101» предусматривает строительство современной школы. А в «Прокшино» откроется образовательный центр (детский сад плюс школа), который будет филиалом знаменитой школы №109 Евгения Ямбурга, одного из самых титулованных педагогов России и создателя уникальной системы обучения.
«Здесь будет планетарий, медицинский и инженерный классы, отдельные пространства для занятий химией и биологией, проектная мастерская, а также полноценный театральный зал для школьных спектаклей, — перечисляет Игнатий Данилиди. — Театр очень важен, потому что развивает у детей коммуникативные навыки, учит смотреть на мир глазами разных людей, понимать разные точки зрения».
Все названное не является чем-то исключительным для ГК «А101». По такой модели создаются все школы в жилых комплексах девелопера. Именно создаются, а не просто возводятся.
Палитра возможностей
Свой проект образовательного кластера ГК «А101» разработала в 2018 году. В цифрах он выглядит так: до 2035 года построить в Новомосковском и Троицком административных округах 15 школ, 48 детских садов и восемь образовательных центров. Цель — создать в новых округах Москвы систему целостного и гармоничного развития детей на основе лучших мировых и российских образовательных и архитектурных практик.
«Хорошая школа — это пространство для развития. Все помещения должны быть «заточены» под образовательную функцию, — говорит руководитель дирекции «Социальные объекты» ГК «А101» Юлия Чернец. — Чем бы ни занимался ученик, оборудование и окружающая обстановка призваны создавать атмосферу взрослых занятий — то, к чему естественным образом тянутся дети. При этом им нельзя запрещать оставаться детьми: комфорт для ребенка — это и шумные общие пространства, и тихие уединенные «норки». А еще возможность видеть пространство школы насквозь и в то же время не затеряться в нем, чувствуя себя безопасно и уютно».
Все проекты образовательных объектов ГК «А101» подчинены этой идеологии. С соблюдением еще одного условия — отсутствия одинаковости. Для примера рассмотрим две школы, которые открываются в этом году в жилом районе «Скандинавия» (№1 в ренкинге «Метриум» за 2021 году и №4 по итогам первой половины 2022 года).
В школе «Энергия» акцент сделан на изучении естественных наук и всестороннем практикуме. Соответственно, здесь предусмотрены большая лаборатория, центр прототипирования и блок мастерских. Стены лаборатории полностью прозрачные, чтобы любой мог видеть, какой увлекательной может быть наука и инженерия. Второй этаж школы с максимумом естественного освещения выделен под арт-зону и кластер для самостоятельных занятий. Кафе-столовая с зоной амфитеатра — центр неформального общения. И еще есть пространство-трансформер, способное служить конференц-залом или театральной площадкой.
Школа «Холст», согласно своему названию, предложит возможности для дополнительного обучения в сфере культуры и искусства. На выбор учеников здесь есть мастерские живописи и скульптуры, медиалаборатория с профессиональным оборудованием, компьютерный класс, фаблаб с 3D-принтерами, плоттерами и т. п. Благодаря кросс-предметному преподаванию художественное развитие будет идти без ущерба для общего образования. А для демонстрации результатов творчества отдано все пространство школы, вплоть до потолков, на которые можно крепить инсталляции.
«Амфитеатры и атриумы для тусовок, прозрачные стены, уютные диванчики по углам — в таком окружении детям поколения альфа очень уютно, и это самым лучшим образом сказывается на продуктивности, — отмечает Юлия Чернец. — Свое первое школьное здание в Коммунарке мы построили в 2017 году именно таким. В результате школа №2070, которая заняла его, через год оказалась сразу на 64-м месте в рейтинге московских школ».
Влияние среды
Творческое отношение к социальным обязательствам девелопера преобразило изначальную строительно-образовательную концепцию ГК «А101». В конце 2021 года группа создала собственное образовательное бюро.
«Бюро «Лернити» — это попытка сконцентрировать весь накопленный нами опыт и знания в области проектирования и строительства образовательных объектов, а также системный подход при создании и наполнении новых школ в рамках взаимодействия с Департаментом образования Москвы, — объясняет Игнатий Данилиди. — Создание новой структуры — ключевой элемент системного развития образовательной экосистемы в ТиНАО. С ее помощью мы повышаем качество жизни на территории, формируем условия для создания сплоченного сообщества родителей, педагогов и детей».
Педагогическая экспертиза архитектурных проектов школ и детских садов — это только первый уровень ответственности «Лернити». Если пару лет назад в ГК «А101» сомневались, нужно ли девелоперу участвовать в управлении образовательным процессом, то теперь такое соучастие — неотъемлемая часть проекта образовательного кластера в Новой Москве. «Мы влияем на качество образования в построенных ГК «А101» школах и детских садах, привлекая туда лучшие педагогические кадры, — комментирует директор «Лернити» Елена Булин-Соколова, доктор педагогических наук с большим опытом руководства образовательными проектами (АНО «Центр развития результативного образования», «Хорошкола», «Международная гимназия Сколково»). — Однако программы, которые у нас уже активно идут, направлены на все наши ключевые аудитории. Это, в частности, детские программы и курсы по обучению родителей. Учителя школ осваивают методику, ориентированную на достижение индивидуальных результатов каждым учеником, а не на затраты времени учителя».
К примеру, для взрослых существует курс «Как играть с детьми?», а для детей трижды в неделю проходят занятия по программе развития soft skills и креативности Odissey of Mind. «Лернити» открыло мастерские: столярную и швейную, куда родители могут прийти поучиться-поработать вместе с детьми, или же наоборот. Для подростков этой зимой прошли курсы по гейм-дизайну, весной — хакатон школьников «Апп! 101», по итогам которого были отобраны восемь проектов, нацеленных на улучшение мобильного приложения девелопера.Летом прошел еще один двухдневный хакатон BugHack, посвященный полезным для города насекомым и обустройству их мест обитания в городской среде. Участники хакатона сначала изучили насекомых Новомосковского округа, а затем делали «домики», которые помогут выживанию и размножению определенных видов насекомых. Причем для такого девелопмента применялись не только столярные инструменты, но и 3D-принтер.
Все это не архитектурный, а педагогический дизайн — создание образовательных решений, нацеленных не просто на усвоение знаний, а на их дальнейшее применение. Зачем ГК «А101» нужно настолько расширять свою инфраструктурную программу? По словам Юлии Чернец, наличие хорошей образовательной среды способствует продажам жилья, но опосредованно. Правильнее говорить о повышении престижа и привлекательности локации в глазах покупателей квартир, а также влиянии на экономику и общий потенциал района. Но в этом в конечном счете и заключается отдача для девелопера. Все квартиры в первой очереди «Испанских кварталов», где работает «Логика», давно проданы. Возводятся вторая и третья очереди и образовательный центр — школа плюс детский сад (идея все та же: «Счастливые дети — наша главная задача»). И вот промежуточный результат: если в конце 2021 года новые «Испанские кварталы» были №9 в ренкинге самых востребованных ЖК Новой Москвы, то теперь они уже на 7-м месте.