К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Константин Анисимов, Sinnergems: «Обычный бриллиант — верный способ потерять деньги»

Константин Анисимов, Sinnergems: «Обычный бриллиант — верный способ потерять деньги»
Охотник за драгоценными камнями — это одновременно профессия и хобби Константина Анисимова, байкера, путешественника и предпринимателя. Свой ювелирный бизнес Sinnergems он развивает уже 12 лет. В каких случаях самоцветы могут быть хорошим объектом инвестиций? Что влияет на цену камней и где найти стоящие? Как сегодня меняется спрос на драгоценности и чем плохи бриллианты? Разбираемся вместе с владельцем Sinnergems.

Впервые Константин Анисимов оказался на Востоке в 1999 году, уехав в Таиланд по окончании юрфака Белгородского университета. С тех пор он не переставал путешествовать по миру и в Таиланде открыл собственную туристическую компанию. 12 лет назад у его поездок появилась деловая цель — поиск драгоценных и полудрагоценных камней.

Путешествуя по Шри-Ланке, Анисимов увидел, как сингальцы полощут в реке большие корзины. Остановился, поговорил — и присоединился к ним: мужчины промывали гальку в поисках сапфиров. Так Анисимов узнал, что романтика поиска редких драгоценностей сохранилась и в XXI веке. Когда он выложил в соцсетях фото местных сапфиров, знакомые стали просить его подобрать и купить для них хороший камешек. Оказалось, что сапфир, например, в два карата, который на месте добычи стоил $600–700 в обычном ювелирном магазине продавался уже за $3000–5000.

Случайное увлечение переросло в серьезный интерес. Уроки геммологии Анисимов брал у опытного практика, с которым познакомился на одном из крупнейших мировых рынков неограненных камней в таиландском городе Чантхабури. «За день там можно увидеть десятки тысяч очень разных по качеству камней со всей Азии и Африки, — рассказывает предприниматель. — Я занимался по пять-шесть часов в день восемь месяцев подряд, чтобы получить минимальную насмотренность и стать настоящим gem hunter — охотником за камнями. Но мир геммологии оказался таким необъятным, что я продолжаю учиться до сих пор. Скоро лечу на остров Ломбок в Индонезии к эксперту по жемчугу».

В своих поездках Константин Анисимов снимает не только самоцветы и их добычу, но также людей, их быт и местную еду, животных, древние сооружения и современные арт-объекты. «Для меня поездки по копям — это, прежде всего, приключения», — говорит охотник за камнями. Видеоистории он выкладывает в своем блоге на YouTube. Ролики Анисимова набрали уже более 18 миллионов просмотров.

Но при этом Константин Анисимов не забывает о бизнесе. Продажи Sinnergems в первой половине 2022 года выросли вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого. Анисимов уверен, что драгоценные камни — универсальный инвестиционный инструмент на все времена и кризисы. Однако и здесь нужно уметь выбирать.

Миф 1. Бриллианты — лучший объект инвестиций

Исторически сложилось, что люди вкладывают деньги в бриллианты. Но купить сегодня обычный бриллиант массой один-два карата — верный способ потерять деньги, считает основатель Sinnergems. Месторождений алмазов открыто столько, что в день добывается десятки килограммов, рынок перенасыщен, и за последние десятилетия не раз случалось, что цены на бриллианты падали на 10–12% в год.

Инвестировать стоит в те камни, добыча которых заканчивается или по каким-либо причинам ограничена.

Месторождения ювелирных рубинов в Бирме выработаны 20 лет назад, — приводит пример Анисимов. — Последнее месторождение в мире — в Мозамбике, но камни там не лучшего качества. Поэтому цены на рубины стабильно растут на 100–150% в год.

Шесть лет назад он купил мозамбикский рубин весом два карата за $3000, а в этом году продал за $25 000. Именно рубин, причем плохо ограненный, стал предметом самой крупной его сделки: пять лет назад предприниматель продал 15-каратный камень из Бирмы цвета pigeon blood («голубиная кровь») за $12,5 млн. Сейчас такой стоит уже около $18 млн.

В этом году примерно на 30% поднялись цены на шпинель. Это связано с беспорядками в Шри-Ланке, где она в основном и добывалась. По оценкам Константина Анисимова, до конца года владельцы шпинели увеличат свои инвестиции еще на 50–60%. Несколько лет назад покупатель из Украины приобрел у основателя Sinnergems кристаллы шпинели лавандового цвета за $17 000. В этом году он прилетел в Таиланд и продал их за $43 000. Продал буквально за пять минут. «Если бы ему не нужны были срочно деньги, мы бы в течение месяца продали их минимум за $60 000», — отмечает предприниматель.

На стоимость любого драгоценного камня влияет не только и не столько размер, сколько другие характеристики, которые делают его особенным: цвет, прозрачность, оптические эффекты и т. д. «Недавно я держал в руках бриллиант редкого оранжевого цвета массой всего 0,25 карата, это половина спичечной головки, — говорит Анисимов. — Он стоит сейчас $250 000, и цена на него быстро вырастет. Таким редким, пусть даже мелким, камням дают имена».

Не последнюю роль в формировании цены могут играть традиции и репутация той или иной разновидности драгоценного камня. К примеру, сапфиры из Кашмира самые дорогие в мире, поскольку за долгую ювелирную историю не раз оказывались в знаменитых украшениях, вплоть до короны английской королевы. «Я видел кашмирский сапфир, купленный прадедом нынешних владельцев, — рассказывает Анисимов. — Семья, которая торгует драгоценностями на Шри-Ланке вот уже 500 лет, хранила этот камень на черный день, а теперь решила продать его за $70 млн. И это притом, что он далек от полного совершенства».

Миф 2. Драгоценные камни нужно покупать в ювелирных магазинах

Несколько видеороликов Sinnergems посвящено разоблачениям продавцов, которые торгуют синтетическими камнями под видом натуральных, в том числе в сетевых магазинах. «Дело в том, что никто не вынуждает российских продавцов сертифицировать камни, — считает Анисимов. — Они показывают бирку, но она не имеет ничего общего с сертификатом независимой лаборатории, которая определяет, что это за камень, какова природа его происхождения».

По его мнению, покупать камни можно где угодно, главное — с сертификатом. Однажды, не будучи искушенным в геммологии, он сам приобрел подделку. В Камбодже возле каменного храма Ангкор-Ват XII века увидел у уличного торговца крупный звездчатый сапфир: если смотреть на солнце, на поверхности камня появляется звезда. Анисимов заплатил за камень внушительную сумму и только потом узнал, что в правильном сапфире у звезды бывает шесть лучей, а не четыре, как в купленном. Но и с сертификатами нужно быть осмотрительным. На Шри-Ланке продавец может выдать сертификат «дружественной лаборатории», согласной написать ему все, что нужно. «Но в любой стране можно найти международные сетевые или государственные лаборатории, которым можно доверять», — комментирует эксперт.

Есть аукционные дома, продающие тщательно проверенные камни. Но у них своя специфика: во-первых, они занимаются только уникальными и потому очень дорогими камнями, а во-вторых, по традиции выставляют на аукцион готовые украшения. «На предпродажную подготовку уходит около полугода, причем они сами разрабатывают дизайн изделия, которое далее владелец камня заказывает у какого-либо известного ювелира», — делится Анисимов. Сейчас он вместе с аукционным домом Christie's готовит к продаже редкую шпинель.

Сам основатель Sinnergems покупает камни исключительно на местах добычи, из первых рук. Это позволяет заметно сэкономить и выбрать наиболее интересные экземпляры, которые не дойдут до магазинов, рынков или популярных выставок в Бангкоке или Гонконге. «Я могу продавать на 30% ниже рыночных цен и все равно иметь приличную прибыль», — говорит он.

Но подражать охотникам за камнями, не будучи «в теме», Анисимов не советует. Существует риск, что перед новичком разыграют целый спектакль: добавят в отработанный грунт несколько синтетических кристаллов, а потом на глазах у изумленного зрителя случайно «найдут драгоценность» в отвале и предложат купить «со скидкой».

Миф 3. Полудрагоценные камни — это неполноценная инвестиция

Разделение камней на драгоценные и полудрагоценные — чисто юридическая условность, и в разных странах эти классификации различаются.

Согласно федеральному закону № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года (в редакции 2022 года), в России к драгоценным камням относят природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты и природный жемчуг. Но, к примеру, в Таиланде александрит не считается драгоценным камнем, тогда как шпинель — ровно наоборот. Если привозить в Россию сапфиры, то декларировать как драгоценные нужно камни только синего цвета. А сапфир падпараджа, выдающиеся экземпляры которого стоят миллионы долларов, формально не считается ценным. Он отличается неповторимым розово-оранжевым цветом и по этой причине когда-то причислялся к разновидностям рубина.

Цена и спрос на условно полудрагоценные камни могут быть вполне сопоставимы с драгоценными, а иногда значительно превышают их. Турмалин Параиба может стоить в три-четыре раза дороже бриллианта.

Он назван по месту добычи — бразильскому штату Параиба и выделяется своим ярко-лазурным цветом. «Я застал времена его добычи, когда карат стоил $200–300, — рассказывает Анисимов. — Сейчас месторождение выработано, и цена карата взлетела до $20 000. Вот, например, есть у меня сейчас камень, который бьет все рекорды по темпам роста цены. Турмалин Параиба наилучшего качества — крупный, яркий, хорошей чистоты, глубокого эксклюзивного цвета. Такой камень — большая редкость. Цена на данный момент уже $280 670».

Ценообразование на полудрагоценные камни складывается примерно так же, как и на драгоценные. К примеру, в Махенге в Танзании обычно добывают розовую шпинель, но в какой-то момент на разработке попался короткий участок с необычной неоново-синей шпинелью. «Такие камни оцениваются как произведения искусства, — объясняет Анисимов. — Для них не найти каталога с таблицей расценок: за какую сумму продал на аукционе, столько и стоит. Примерно как антиквариат».

Инвестиция, которая радует

На своем канале Константин Анисимов показывает самоцветы в их природной красоте — просто выносит на солнце и снимает на видео, как камень играет в его лучах, пользуясь при этом обычным айфоном. Профессиональная техника и специально выставленный свет не нужны, когда драгоценность сама говорит за себя.

Предприниматель-геммолог считает, что рынок редких камней чем-то схож с рынком антиквариата. Конечно, на уровне отдельных сегментов и даже вещей он подвержен перегреву цен. И все же, как правило, антиквариат дорожает со временем, потому что его количество не растет и никогда не будет расти, а только уменьшаться.

«Но есть разница: антиквариат требует аккуратного обращения — специального хранения, периодической реставрации, и он не каждому понятен, — рассуждает владелец Sinnergems. — Камни проще для понимания и восприятия: они реально красивые и сами по себе, и в ювелирных изделиях. Их проще хранить и, самое главное, проще и безопаснее транспортировать. Хорошая инвестиция с любой точки зрения — выгодная, удобная, надежная. И глаз радует».

_____________________________
*Информационная поддержка

.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+