К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Соберись, тряпка: как создать успешный и социально значимый бизнес на ненужных вещах

Соберись, тряпка: как создать успешный и социально значимый бизнес на ненужных вещах
Из старой одежды можно сделать не только ветошь или набивку для подушек, но и синтетическое топливо. Текстильные отходы — сырьевая база, огромная по потенциалу и важная для целей устойчивого развития экономики страны. Основатель проекта «Благодарный шкаф» Артур Котлярский точно знает, как на сборе и сортировке текстиля выстроить современный социально значимый бизнес. Поскольку уже его построил.

«Друзья смотрели на меня с недоумением, а я понимал, что с полной отдачей могу погрузиться только в такой проект, — вспоминает Котлярский. — Мне важно и зарабатывать, и получать моральное удовлетворение, принося пользу обществу». Он вернулся в Москву в 2013 году после двадцати с лишним лет проживания в Венгрии, где занимался предпринимательством и строил карьеру топ-менеджера. В частности, занимал руководящую должность на дочернем предприятии немецкой SOEX — крупнейшей в Европе компании по сбору, сортировке и переработке ненужной одежды и текстиля. Подобную же систему, пусть и в меньшем масштабе, Артур Котлярский задумал создать в России.

Где заработок и в чем удовлетворение? По данным «Российского экологического оператора», за год в стране образуется около 1 млн т текстильных отходов. Прекрасная сырьевая база, если бы не фундаментальная проблема: почти все эти отходы оказываются на свалке. Ежегодно специализированные компании перерабатывают более 25 000 т текстиля, при этом 80% сырья, как ни странно, до последнего времени импортировалось из Европы. Причина в его заготовке: даже если мусорный полигон осуществляет сортировку, использовать сильно загрязненное сырье заводы не могут.

«Это колоссальная нагрузка на окружающую среду! — говорит Артур Котлярский. —Например, ткани с синтетическими волокнами могут разлагаться 40 лет и более. Из экономики изымаются ресурсы, способные приносить пользу и неплохую прибыль. Особенно досадно то, что условия для развития переработки в стране благоприятные». Бизнес SOEX устроен следующим образом: в муниципалитетах и на коммерческих площадях (торговых центрах, заправках и т. д.) арендуются места для контейнеров по сбору отслужившей свое одежды, постельного белья и прочего текстиля. После сортировки вещи в хорошем состоянии продаются местным секонд-хендам или в развивающиеся страны. Все остальное направляется на переработку. Из хлопковых тканей изготавливают ветошь для промышленного использования, синтетические материалы превращаются в теплоизоляционные материалы, наполнители для матрасов и подушек. Так или иначе в экономику возвращается весь объем собранных отходов. 

 

Тот же принцип — ничего, ни одного лоскута на выброс — решил воплотить в России основатель «Благодарного шкафа». Сейчас сортировочный центр Артура Котлярского может принимать до 50 т текстиля ежедневно. И проект, что интересно, уже давно развивается на собственную прибыль. 

Модель для сборки

 

Успех, как это обычно бывает с социальным предпринимательством, пришел не сразу. Несмотря на актуальность экологической повестки, новому проекту на старте пришлось столкнуться со множеством преград. 

Начать Котлярский решил с прогрессивного московского рынка. Самым значительным каналом для получения вторичного сырья могли бы стать установленные в московских дворах контейнеры, однако переговоры с городскими властями результатов не приносили — утвержденной стратегии по сбору отходов не было. Параллельно налаживались связи с благотворительными организациями, забиравшими у горожан ненужные вещи, и фешен-ретейлерами. Судьбоносным в компании считают партнерство с сетью H&M, в магазинах которой с 2013 года в обмен на сданную одежду можно было получить ваучер на скидку и бонусные баллы. Первоначальные объемы поставок текстиля не превышали 5 т в месяц, но они постоянно росли. Спустя пару лет ежемесячные объемы собранного в H&M сырья достигли 500 т. «Я буквально просыпался с мыслью о том, как пристроить растущие объемы, — говорит Артур Котлярский. — Большая часть вещей экспортировалась, остальное продавалось в российских секонд-хендах». Однако в 2020 году сотрудничество пришлось прекратить: массмедиа обвинили проект в том, что вещи вместо переработки идут на продажу. 

Травматичная ситуация побудила предпринимателя активнее развивать собственную сеть контейнеров. Правда, реализовать классическую европейскую модель не удалось: из-за ограниченных ресурсов возможности арендовать площади не было. Менеджеры проекта просили выделить им 1–2 кв. м бесплатно. Частные компании, как правило, шли навстречу. Чтобы контейнер с надписью «Благодарный шкаф» органично вписался в интерьер, его оформляли в фирменных цветах партнера и наносили на него его логотип. В местах с высоким трафиком контейнеры заполнялись быстро. 

 

Несмотря на то что «Благодарный шкаф» взял на себя инфраструктурную задачу, опираться всегда приходилось на собственные ресурсы. «Во властных структурах нашу инициативу одобряли многие, но о системной господдержке речь никогда не шла, — сожалеет Котлярский. — Гранты, помощь от бизнес-ангелов тоже не предлагались». Несмотря на это, по его словам, проект быстро вышел на самоокупаемость.

Помогать и зарабатывать

Максимальную маржу приносят вещи в хорошем состоянии — около 40% от всего собранного сырья. Их сортируют по сезону, типу одежды (брюки, блузки и т. д.) и продают партнерским секонд-хендам. Хлопковые ткани с высокой степенью износа (35%) реализуются заводам, перерабатывающим их на ветошь, которую, в свою очередь, закупают промышленные предприятия. Синтетические материалы (15%) поставляются площадкам, специализирующимся на производстве экологичного РДФ-топлива. Но это уже фактически благотворительность, так как за переработку синтетического текстиля доплачивает сам Котлярский. Предприниматель сознательно идет на убыток ради соблюдения своего основного этического принципа — ничего на выброс. Оставшиеся 10% вещей раздают детям-инвалидам, бездомным, беженцам, матерям-одиночкам и всем, кто оказался в трудной ситуации. «Мы могли бы этого не делать, но нам нравится помогать людям, — поясняет Котлярский. — И, самое главное, ни одна вещь с наших складов не попадает на свалку». С учетом переработки синтетики в топливо получается, что Артур Котлярский отдает обществу в том или ином виде даже не десятину, а четвертину — четверть общего объема переработки.

Конкурентоспособность бизнесу обеспечивает продуманная стратегия расширения сети. В новые города и области выходят, когда в местах с высокой проходимостью удается разместить несколько контейнеров. В противном случае их обслуживание нерентабельно. На подмосковном складе компании площадью 1000 кв. м всю работу пока выполняют сортировщики. Котлярский дает работу самым незащищенным слоям населения. Работают у него в основном люди без квалификации предпенсионного возраста. Конечно, на предприятии планируется внедрение инновационных технологий. К примеру, на входящих в «Ростех» площадках для сортировки твердых бытовых отходов уже сейчас используются роботизированные линии. Благодаря технологиям машинного зрения роботы захватывают цветной пластик, разделяют бумагу и картон. Появление аналогичных технологий в сортировке текстиля — вопрос обозримого будущего. Но только при условии обеспечения достаточных объемов текстиля для переработки. Пока его недостаточно для того, чтобы приобретение автоматизированной линии было целесообразным, а ее эксплуатация рентабельной.

У Артура Котлярского есть план внедрения автоматизированных систем. Делать он будет на примере того, как это работает в Дубае, где синергия автоматизации и рабочей силы дает наиболее эффективные результаты. Варианты Индии, где только живая рабочая сила, или некоторых стран Европы, где исключительно автоматизация, для России не оптимальны. После внедрения автоматизации людей увольнять Котлярский не планирует. Будет настроена работа конвейерного типа, что позволит ускорить, упростить работу и повысить эффективность. Здесь, по мнению Котлярского, важно учесть опыт нынешних лидеров рынка. В Европе, сделавшей ставку на автоматизацию, текстиль сортируется по сезону, категориям, степени износа. Вещи для утилизации представляют собой готовый продукт: на них срезаны молнии, заклепки и разнообразный декор. Но за высокое качество всегда приходится платить. Поэтому в лидеры за последние годы вырвались Индия и Пакистан, где много неквалифицированной дешевой рабочей силы. «У нас еще есть время найти золотую середину, — считает Котлярский. — Качественный рывок индустрия сбора и переработки сырья в России сделает через три-пять лет».

 

Позитивные опыты

Как и во многих европейских странах, вторичный сбор и переработка сырья в России идет по пути монополизации: ключевыми игроками становятся крупные операторы. Однако им не хватает экспертизы и опыта. Как и всем первопроходцам, ему пришлось столкнуться со множеством препятствий и найти способы их обойти. «Мы формировали экосистему с нуля и не занимались многими важными для развития вещами, — признает Котлярский. — Теперь у меня появилось время для стратегических задач». 

В ближайшее время Артур Котлярский планирует наладить связи с меценатами и инвестиционными фондами, которые готовы инвестировать в циклическую экономику. Успехи появились в работе с городскими службами. Не так давно ГБУ «Жилищник» одобрил установку контейнеров для сбора текстиля в нескольких районах Москвы. «Не исключаю, что это будут единичные эксперименты, но в любом случае это позитивный опыт, — считает Котлярский. — Хотя основную ставку мы по-прежнему делаем на сотрудничество с частным бизнесом». Поэтому активные переговоры сейчас ведутся с российскими маркетплейсами, каждый из которых обладает обширной сетью пунктов выдачи. 

Ярмарки ненужных вещей, совместные акции с детскими садами и школами, сотрудничество с экоактивистами — все это очень перспективные каналы получения сырья, на которые у команды проекта ранее не хватало сил и времени. С начала года этим направлением занялся специально нанятый менеджер. Благодаря этому в мае в соцсети «ВКонтакте» стартовал марафон по расхламлению шкафов. В течение шести дней топовый стилист советовала, как аккуратно сложить вещи, правильно распределить их по полочкам. Участники также получили рекомендации, куда можно сдать ненужные вещи. 

 

Интересные возможности появляются и благодаря волонтерам. В июне «Благодарный шкаф» передал 14 мешков с одеждой социальным центрам Астрахани. В знак благодарности местные активисты предложили провести в городе несколько просветительских мероприятий. Сотрудники проекта показывали, в частности, какие красивые вещи можно сделать из одежды на выброс. После этого тут же несколько компаний захотели установить у себя контейнеры для сбора. Аналогичные акции, демонстрирующие возможности проекта, теперь планируется проводить в Москве и Московской области.

В крупных российских городах секонд-хенд всегда востребован, но потенциал этого рынка ограничен — россиян интересуют вещи без явных следов носки. Экспорт — куда более перспективное направление. Хабы в Дубае, Турции и Марокко заинтересованы в поставщиках из России. «Этот бизнес вообще построен на нюансах, — говорит Артур Котлярский. — Мы успели их изучить и будем использовать дальше. На благо экономике России».

*Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+