Карьерный трек: насколько выпускники IT-курсов востребованы у работодателей
Порог входа в IT стремительно снижается: онлайн-школы обещают востребованную специальность далеким от высоких технологий слушателям. В свою очередь, массовый запрос с их стороны обусловлен желанием зарабатывать выше среднего. На эти ожидания и работают онлайн-школы, обещая подготовить кандидатов, чьи практические навыки максимально соответствуют актуальным задачам бизнеса. Насколько это получается? Ищем ответы в исследовании Института образования ВШЭ, которое инициировал Яндекс Практикум.
Портрет выпускника: кто такие и зачем учились?
С марта по май 2022 года исследователи Института образования ВШЭ по просьбе Яндекс Практикума изучали карьерные траектории 889 выпускников сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям, завершивших обучение в 2021 году.
Исследование охватило карьерные траектории по 13 направлениям: веб-разработчик, программист на Python, Middle Python и C++, инженер по тестированию, аналитик данных, специалист по Data Science, интернет-маркетолог, дизайнер интерфейсов, алгоритмы и структуры данных, middle фронтенд- и React-разработчики и критическое мышление. Среди этих направлений есть как курсы для новичков, после обучения претендующих на позиции junior, так и продвинутые программы для кандидатов на middle-вакансии.
Между участием в опросе и окончанием обучения респондентов прошло от 7 до 19 месяцев, это позволило исследователям отследить изменения в карьере на достаточном отрезке времени. Например, стала понятна доля выпускников, которые надолго остались на первой же найденной после курсов работе. Также интерес представляет динамика дохода: сотрудникам каких специальностей работодатели были готовы поднимать зарплату и в каком объеме.
Интересный факт: у 55% выпускников не было опыта работы в IT-сфере, а у части выпускников опыта работы не было вообще. Большинство (69%) выпускников проживают в городах-миллионниках, но среди опрошенных есть и жители совсем маленьких населенных пунктов.
51% выпускников имеет высшее образование в области инженерных или технических наук, 26% — гуманитарных. 38% опрошенных составляют женщины и 62% — мужчины в возрасте от 26 до 40 лет.
Целью обучения для 9% выпускников стало желание подтянуть знания, чтобы работать над более интересными проектами в текущей роли наемного сотрудника. В то же время для большинства респондентов (66%) стимулом для продолжения образования стала радикальная смена профессии, то есть рескиллинг. Рассмотрим подробнее, как складывается их карьерная траектория и что о них думают сами работодатели.
«Когда приходит стажер с крутыми профессиональными навыками — это здорово»
Михаил Забелин, CPO образовательной компании MAXIMUM Education:
«Возможностей для того, чтобы «попасть в IT» (в том числе и совсем с другой специальностью), сейчас очень много. Можно пройти обучение на курсах или в школе программирования: на образовательном рынке всегда есть лидеры, которые не просто вручают сертификаты на выходе, а стремятся давать актуальные и прикладные знания.
Когда есть налаженное взаимодействие с конкретными «поставщиками» кадров, сразу понятен учебный бэкграунд выпускника. Когда в компанию приходит стажер, но при этом у него уже крутые профессиональные навыки — понимание основ статистики, знание Python SQL, которые сразу можно использовать, — это, конечно, здорово. При таких вводных наличие опытных наставников, команды, отлаженных процессов позволяет junior-специалисту без труда вписаться в рабочие задачи».
Насколько охотно нанимали вчерашних выпускников и сбылись ли ожидания работодателей?
От интервью до оффера
После рескиллинга 77% респондентов нашли работу, причем 71% в срок до полугода — так звучит главный вывод исследования. При этом востребованность части соискателей оказалась очень высокой.
Так, например, среди всех трудоустроенных почти каждого второго (43%) наняли еще во время обучения или не позже чем через месяц после окончания курсов. Это коррелирует с данными о количестве собеседований. Почти половина после рескиллинга посетили одно-два интервью (29%) или вовсе обошлись без них (15%). Другим потребовалось чуть больше времени и сил, чтобы заинтересовать работодателя. Четверть респондентов сходили на три-четыре интервью. Остальные (32%) прошли пять и более собеседований. Так или иначе, но в большинстве случаев (76%) получение оффера заняло не больше трех месяцев.
Каждый пятый выпускник пришел на работу по инициативе самого работодателя или устроился по рекомендации. Самым популярным каналом найма были сайты вакансий — чуть более 50%.
Подавляющее число респондентов стремились именно к роли наемного сотрудника. 97% устроились на различные позиции в компаниях, и только 3% выбрали роль фрилансера. Некоторые данные указывают на то, что выбор работы был целенаправленным и осмысленным.
К моменту опроса большинство выпускников (84%) продолжали работать на первом (после курсов) месте трудоустройства. Если сопоставить этот факт со статистикой скорости трудоустройства, то преимущественно респонденты уже успели пройти испытательный срок и закрепились в должностях.
Три четверти выпускников нашли работу именно по той специальности, которую изучили на курсах. Остальные устроились на должности в смежных областях, но с использованием знаний, полученных во время обучения. Это говорит о том, что содержание программы и приобретенные навыки кандидатов соответствовали ожиданиям бизнеса.
С наибольшей охотой работодатели нанимали выпускников «продвинутых» курсов, таких как «Алгоритмы и структуры данных» и «Middle фронтенд-разработчик». Однако и новички после рескиллинга пользовались спросом. Например, курс «Инженер по тестированию», который не требует предыдущей базовой IT-подготовки, занял вторую строчку по проценту трудоустройства в течение полугода.
«В момент найма знания кандидатов были на высоком уровне»
Антон Фокин, CEO компании Qtim, разработчика цифровых продуктов:
«За полгода сотрудничества с Яндекс Практикумом наняли в штат трех сотрудников: одного GoLang-программиста и двух React-разработчиков. Еще в момент найма их базовые знания были на довольно высоком уровне. Это сильно облегчило жизнь и им, и нам, позволив максимально быстро привлечь новых сотрудников к процессу коммерческой разработки.
В итоге ребята быстро влились в боевой режим, эффективно обучались новым скиллам и ответственно подходили к выполнению задач. Один из них уже претендует на место team-lead в своей команде».
«Новый сотрудник полностью оправдал наши первоначальные ожидания»
Александра Кадырова, руководитель отдела персонала компании ItFox, разработчика мобильных и веб-приложений:
«Наша компания часто набирает начинающих специалистов, поэтому мы быстро откликнулись на соответствующее предложение от Яндекс Практикума. В этот момент мы как раз искали менеджеров проекта и бэкенд-разработчиков на Python, способных в случае необходимости переехать в наш город для работы в офисе. Также в приоритете были soft-скиллы и умение декомпозировать задачи. С такими непростыми вводными данными сотрудники Яндекс Практикума отлично справились, подобрав кандидатов ровно под наши критерии.
В итоге мы приняли на работу junior Python-разработчика. Несмотря на отсутствие опыта коммерческой разработки, он отлично влился в команду. Нехватку знаний и опыта компенсировал упорством и умением работать — новый сотрудник быстро освоил наш стек и полностью оправдал наши первоначальные ожидания. Уже спустя два месяца он не только успешно применил навыки, полученные на курсах, но и заметно вырос как профессионал».
«На разных курсах показатель трудоустройства отличается. Это не значит, что в каких-то профессиях найти первую работу проще, чем в других. Разница может быть вызвана несколькими причинами: некоторые выпускники не спешат начинать поиск работы после обучения и предпочитают сначала отдохнуть, другие какое-то время продолжают работать на предыдущей работе и параллельно брать парт-тайм-проекты по новой профессии.
Кроме того, в некоторых профессиях средний срок получения оффера выше, чем в других. Например, значительный процент выпускников курса Data Science трудоустраивается в промежутке между шестым и девятым месяцами после обучения, а значит, они не попадают в общую статистику нашедших работу в первые полгода», — комментируют эксперты Яндекс Практикума.
Что влияет на траекторию успеха выпускников?
Любопытные факты: процент трудоустройства в течение полугода после рескиллинга у женщин и мужчин практически одинаковый (70% vs 72%). То же касается локации выпускников: Москва (73%), Санкт-Петербург (74%), другие города РФ (70%). Исследование несколько пошатнуло устоявшиеся убеждения в том, что на выбор работодателей влияют пол, география, предыдущее образование и IT-бэкграунд соискателей.
Так, компании с равной охотой нанимали как соискателей со средним образованием, так и кандидатов наук. При наличии диплома техническая или инженерная специализация кандидата не играла никакой роли. Более того, процент трудоустройства среди гуманитариев (77%) оказался даже выше, чем у технарей (67%). Предыдущий опыт в IT не имел почти никакого значения.
А вот на динамику заработной платы изменения в квалификации оказали самое непосредственное влияние.
Сколько платят?
Исследователи задавали вопросы об изменении дохода в динамике: на первой работе, которую выпускники нашли по окончании курсов, и через полгода. В результате выяснилось, как работодатели оценили изменения в квалификации. Так, средняя зарплата трудоустроенных после обучения на старте поднялась на 17%. А через полгода с начала обучения она выросла в среднем на 33%.
В большей или меньшей степени в течение полугода поднялась заработная плата у выпускников 11 специальностей. Исключение составили только интернет-маркетологи, чей доход снизился по сравнению с тем, что был до обучения. «Это частично связано с тем, что в маркетинг переходят люди, которые в предыдущей профессии уже получали довольно высокий доход по сравнению с теми, кто переучивается на программистов, тестировщиков или дизайнеров», — поясняют эксперты Яндекс Практикума.
Выводы оказались неожиданными, хотя поначалу они выглядели предсказуемо. Так, от 38% до 146% выросла зарплата у выпускников «продвинутых» курсов, и на 20–52% — у выпускников курсов для новичков. Первое место заняли слушатели продвинутого курса «Middle фронтенд-разработчик» (188 000 рублей и самый высокий процент прироста дохода: 85% на новой работе, 145% спустя полгода), второе — «React-разработчик» (160 000 рублей), третье место — «Разработчик C++» (145 000).
Да, за сложные навыки бизнес в целом был готов платить больше, но есть и исключения: некоторые junior-специалисты также сделали существенный рывок в зарплатах. Другими словами, полученное в 2021 году образование соответствовало запросам рынка. Об этом говорят и данные, полученные среди других исследованных категорий — не только тех, кто хотел сменить работу, но и тех, кто преследовал другие карьерные цели (например, повышение в текущей компании, изменение должности или применение новых навыков для работы на фрилансе). 77% опрошенных по этой теме удалось реализовать свои планы.
«Таким образом, шансы найти работу с более высоким доходом примерно одинаковы среди тех, кто занимался по углубленной программе, и тех, кто окончил курсы для новичков, — уверены эксперты Яндекс Практикума. — Обе категории были востребованы работодателями, о чем говорит высокий процент трудоустройства».
*Информационная поддержка