Свой ход: как создатель российских электросамокатов конкурирует с китайскими брендами
«Российские инженеры талантливы и изобретательны, — считает основатель Halten Владимир Боровой. — Но большинство их разработок поддержки в стране не нашли, а вот иностранные компании многое превратили в готовые решения». Подтверждение этому выпускник Белорусского национального технического университета получил в 2015 году, когда открыл вместе с братом в Москве магазин, торговавший входившим в моду импортным электротранспортом: сначала гироскутерами, а затем сегвеями, электровелосипедами, моноколесами, электросамокатами. Но мечта создать что-то свое, чем можно было бы гордиться, у предпринимателя осталась.
Первые партии техники братья Боровые закупали у оптовика в Москве. Чтобы предложить покупателям дополнительные услуги и досконально разобраться в товаре, через пару месяцев после старта часть торговых площадей отдали под сервисный центр. Услуга оказалась востребованной не только у рядовых потребителей — ряд оптовиков предложили центру взять на себя гарантийное обслуживание их товаров. Боровые согласились. Ремонтируя гироскутеры в рамках исполнения гарантийных обязательств для других брендов, братья разбирали разные модели и изучали конструкцию, их сильные и слабые места. Оценивали, что и как можно сделать лучше, — пригодилось инженерное образование. В 2017 году Владимир Боровой почувствовал, что накопленных знаний достаточно, чтобы самостоятельно размещать заказы на гироскутеры на китайских фабриках. Опытные мастера-ремонтники составили подробное техническое задание, учитывающее все слабые места продаваемых гироскутеров. Один специалист переехал в Шэньчжэнь, чтобы избежать типичной для Китая проблемы — высокого процента брака из-за отсутствия контроля за сборочным производством.
Выход на новый уровень обеспечил бизнесу серьезный рывок, однако скоро ассортимент пришлось перестраивать — спрос на гироскутеры ощутимо снижался. Что и неудивительно: в то время они скорее были модными игрушками максимум на один сезон (а то и вовсе «пока не надоест»), нежели полноценным городским транспортным средством. Но уже через пару лет новое понимание мобильности вывело в лидеры роста категорию электросамокатов. Чтобы стать лидером в новой перспективной нише, в компании решили не только импортировать популярные модели, но и воплотить свою давнюю мечту — разработать несколько моделей со своей инженерной частью и полностью отвечающих российской специфике. Для амбициозного проекта зарегистрировали бренд Halten.
В двух ролях
По подсчетам Mobile Research Group, в 2020 году продажи электросамокатов достигли 145 000 штук. Основными покупателями выступали сервисы по прокату. А уже за первые девять месяцев 2021 года было реализовано почти 355 000 штук, причем структура сбыта кардинально изменилась: около 70% электросамокатов приобрели конечные потребители. Россияне оценили преимущества нового вида индивидуального электротранспорта: широкая линейка представленных моделей позволяет с комфортом перемещаться по городу, кататься за городом.
Покупательская аудитория быстро расширяется: ядро составляют молодые люди 25–40 лет, но электросамокаты уже охотно приобретают и те, кому за 60. Борьба за их симпатии предстоит нешуточная. Конкуренцию с недорогими китайскими моделями в Halten не рассматривали с самого начала. Боровой задался целью создать линейку моделей, по характеристикам не уступающих и даже превосходящих продукцию известных брендов. Изначально Halten ориентировался на создание надежных и долговечных моделей, пусть и не самых доступных — с упором не на низкую цену, а на качество и технологии. «Твой следующий электросамокат» — именно такое позиционирование изначально видел Боровой для своей линейки. Расчет был следующим: человек в спешке, не особо разбираясь в характеристиках, покупает первый самокат — как правило, популярного китайского бренда и самый недорогой. Затем по полной программе «обжигается», испытывая на себе все недостатки непродуманной бюджетной модели. Второй самокат он уже выбирает обстоятельно и осознанно, с пониманием того, на какие важные моменты стоит обращать внимание, и не жалея денег на качество. Модели Halten планировались с расчетом именно на таких «обжегшихся» покупателей.
Забегая вперед, нужно сказать, что кризис начала 2022 года внес коррективы в изначальную концепцию. Китайские самокаты подорожали заметно сильнее, чем модели Halten, и в результате цены практически сравнялись. Теперь, по словам Борового, Halten вполне можно рекомендовать и на роль первого «пробного» электросамоката. Высокое качество сборки и щепетильный подход к проектированию наиболее уязвимых узлов (батарея, мотор-колесо) снимают необходимость в частом ремонте и замене комплектующих, что делает самокаты Борового экономными и выгодными.
Реалии изобретательства
Собрать собственную производственную команду оказалось непросто. «Компетентные специалисты были, но, помимо инженеров-разработчиков, требовались те, кто разбирается в проектном менеджменте: четко понимает задачу, умеет находить компромиссное техническое решение и спрогнозировать стоимость созданного решения в производстве, — вспоминает Владимир Боровой. — Были сложности и с мотивацией: квалифицированных специалистов высокие зарплаты не привлекают. Им нужна сверхзадача».
Разработка конкурентоспособного российского электросамоката многим показалась привлекательной. Отдел R&D возглавил Михаил Коваленко, имеющий большой опыт в разработке силовой электроники и техническом консалтинге. Это значительно ускорило подбор всех необходимых специалистов. Помимо штатных сотрудников, в команду также пригласили программистов, подключающихся лишь к отдельным этапам работ. Поскольку многие живут в разных городах России, все задачи ставятся в облаке, там же размещаются результаты работ и тестов. В компании действуют две лаборатории: в Крыму занимаются производством электрических машин (моторов), а в Подмосковье разрабатывают софт и силовую электронику. Результатом работы R&D-направления стали две модели: Halten Ermak (мощная модель) и Halten Strizh (городская модель). Halten Ermak находится на финальной стадии испытаний, в июле 2022 года планируется выпуск первой партии. Модель Halten Strizh находится на этапе разработки опытного образца, до конца 2022 года планируется завершение проектных работ.
Одним из ключевых преимуществ самокатов Halten стала улучшенная защита от влаги и грязи. Владельцы недорогих китайских моделей часто сталкиваются с коррозией и поломкой мотора. Причем сталкиваются достаточно быстро: к концу первого же сезона использования самоката, а то и к его середине. Виной всему слабая конструкция подшипников в мотор-колесе (ключевой узел электросамоката): они пропускают традиционные для российских дорог грязь и слякоть, быстро выводя мотор-колесо из строя. В Halten системно решили данную проблему: для самокатов этого бренда изначально закупаются качественные герметичные подшипники — в 5–10 раз более дорогие, чем в китайских моделях, но зато обеспечивающие улучшенную гидроизоляцию и защищающие мотор-колесо от грязи и влаги. Как следствие, срок службы моторов Halten будет существенно дольше.
Другой распространенный недостаток недорогих китайских электросамокатов — недостаточная тяговитость, часто не позволяющая владельцам въехать в горку. Инженеры Halten разработали модели для города с мотором, крутящий момент которого сопоставим с полноприводными мощными моделями. Еще одно типовое слабое место недорогих моделей — аккумуляторы: максимально простые по конструкции и не обеспечивающие должного уровня безопасности. Другими словами, возможен перегрев во время зарядки, что чревато воспламенением и даже взрывом. В аккумуляторах самокатов Halten применяется система управления, которая полностью исключает подобные ситуации. Более того, зарядное устройство встроено и является частью системы самоката, если во время подзарядки или в процессе эксплуатации будет превышен определенный порог температуры, процесс прекратится до охлаждения источника питания. Еще один классический недостаток — быстрая потеря емкости батарей из-за регулярных подзарядок: буквально за один сезон она может снизиться на 50–70%, что приводит к соответствующему уменьшению пробега. В Halten опять же решили эту проблему. В ее аккумуляторах применяется особая система балансировки напряжения и подогрева ячеек во время подзарядки. В результате емкость практически не уменьшается даже после двух сезонов использования.
Готовность номер один
Что еще становится мощным аргументом в пользу Halten? Техническая поддержка и сервисное обслуживание. Помимо кол-центра, компания открыла Telegram-канал, развернутая консультация в которой дается в течение дня. Переписка принципиально ведется в общем чате, чтобы каждый пользователь мог оценить, насколько быстро и квалифицированно специалисты Halten отвечают своим покупателям. К решению особо сложных ситуаций охотно подключается основатель компании: прямое общение с покупателями через Telegram — давняя традиция и привычка Борового. Основателю важно не терять прямого контакта с потребителем продукции компании.
На гарантийный ремонт подобной техники закон о защите прав потребителя отводит 45 дней, но в Halten стараются уложиться в 10 дней. Чтобы выдержать такие сроки, арендовали склад, позволяющий поддерживать большие запасы комплектующих. Запчасти оттуда поступают в собственные и партнерские сервисы — по всей России их почти два десятка. В случае отсутствия необходимой запчасти на складе или в сервисе в Halten без сомнения готовы «снять» нужную деталь с нового самоката и установить ее на вышедший из строя: максимальное ускорение обслуживания устройств существующих клиентов важнее продаж новым, именно сервис формирует репутацию бренда на рынке — в этом уверен основатель компании.
К сезону 2022 года в компании готовились особенно тщательно — на рынок выведут две модели, работа над которыми велась последние три года. «Этим можно гордиться, — убежден Боровой. — Мы абсолютно уверены в уровне наших инженерных решений, в их качестве, поэтому и даем целых три года гарантии». Все разработки Halten будут представлены в новинках Ermak и Strizh в полном объеме: повышенная тяговитость, устойчивость к особенностям климата, аккумуляторы, защищенные от взрывов и возгораний, способные заряжаться быстрее сравнимых по цене китайских аналогов (3 часа вместо 8–10 часов) и обеспечить в два раза больший пробег на одном заряде по сравнению с конкурентами.
На сегодняшний день прорабатывается вопрос локализации производства новой российской разработки. Модели Halten Ermak и Halten Strizh компания планирует собирать в России. Некоторые электронные компоненты, которые не производятся в РФ, будут закупаться в Китае и на Тайване. Схемы государственной поддержки российских разработчиков и IT-компаний укрепляют желание в вопросе локализации. «Перенесем сюда финальную сборку, пайку, установку ПО, — рассказывает Боровой. — Процент брака и раньше был небольшой — по данным наших сервисных центров, не более 4%, что значительно ниже, чем у недорогих китайских брендов. А российская сборка сведет и тот небольшой брак, что есть, к минимуму».
Любое решение можно скопировать. В перспективе ближайших трех-четырех лет в Halten этого не опасаются. С самого начала строилось оригинальное полностью цифровое платформенное решение с закрытыми протоколами и кодами: мотор совместим только с фирменным контроллером, контроллер работает только с фирменной батареей. С таким продуктом, уверены в Halten, можно выходить и на международные рынки: переговоры о поставках уже ведутся с партнерами из Европы и США. «Потом аналоги появятся, но и мы не собираемся сидеть на месте, — рассуждает инженер-бизнесмен. — Придумаем что-то новое».
* Информационная поддержка