· 1 сезон ·
Что может e-com: опыт лидеров
Что может e-com: опыт брендов из Петербурга

С кем конкурирует региональный бизнес в онлайне? Как глобальные тренды сказываются на его коммуникации с клиентом? Чем отличается потребительское поведение в разных регионах? Какие омниканальные решения появляются на рынках?

В новом сезоне проекта обсуждаем особенности регионального e-com с экспертами Яндекса и представителями ведущих компаний Санкт-Петербурга из пяти индустрий.

Онлайн-меблировка
Дмитрий Кравец
региональный лидер Яндекс Рекламы в Санкт-Петербурге
Ольга Шемякина
CМО «Первой мебельной фабрики»
Мебельный рынок в России достиг максимальных показателей как в рублях, так и в штуках, и по итогам 2024 года может составить более 500 млрд рублей. Однако рост в натуральном выражении замедляется. Ведущие игроки отрасли видят возможности для развития в инновационных решениях, ориентации на потребности клиентов и освоении новых форматов продвижения и каналов продаж.
Основные тезисы из интервью Ольги Шемякиной:
  • Ввод нового жилья в эксплуатацию продолжается и стимулирует спрос на мебель. Недвижимость сдается, а ее покупатели приступают к ремонту и обустройству. Комплексные решения — от мебели до аксессуаров — приобретают все большую популярность, в частности среди девелоперов, которые предлагают готовые квартиры. Партнерства с застройщиками и спрос россиян на регулярное обновление интерьера стимулируют развитие отрасли.
  • Омниканальный подход — сочетание онлайн-продвижения и развития офлайн-розницы — становится ключевым в стратегии привлечения покупателей. Ведь большинство потребителей сегодня начинают поиск мебели с онлайн-запросов и знакомятся с новыми брендами именно через интернет. Охватные digital-кампании составляют основу лидогенерации как в B2C, так и в B2B-сегменте. После чего клиент вовлекается в офлайн-коммуникацию в салоне или с выездным менеджером.
  • Решающую роль в сложных покупках, к которым относится приобретение мебели, играет доверие к производителю. Потребители все больше ценят качество и долговечность, предпочитая изделия «на века». И, конечно же, эмпатичность самого бренда и его ориентированность на потребности клиентов.
  • Одна из таких потребностей — высокий уровень сервиса. Современный покупатель ожидает получить полный спектр услуг: от дизайна и производства до доставки, установки и обслуживания. Предоставление «сервиса под ключ» становится стандартом в индустрии.
  • Другой запрос потребителя — развитие бюджетного сегмента и быстрой доставки. Запуск модульных решений и готовой продукции, хранящейся на складе, обеспечивает быстрое удовлетворение этих потребностей клиентов.
  • Кроме того, важнейшим условием роста и масштабирования продаж является понимание различий между потребителями в разных регионах. Адаптация маркетинговых стратегий под них — возможность укрепить свои позиции и выйти на новые рынки.
Читать подробнее
Подробнее ― в видеоинтервью.
0
по брендовым запросам в Санкт-Петербурге
+0%
рост выпуска мебели к 2023 году в рублях
0%
доля B2B-продаж
0
салонов в Москве и Санкт-Петербурге
Здоровая цифра
Ксения Сидорова
региональный лидер Яндекс Рекламы в Санкт-Петербурге
Ольга Соколова
экс-СЕО сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия Ава-Петер»
Спрос на платные медицинские услуги в России стабильно растет. По данным опроса Яндекса, в 2024 году на платной основе или по ДМС медицинские учреждения посещали 7 из 10 респондентов. Каждый второй обращался к четырем и более врачам.
Основные тезисы из интервью Ольги Соколовой:
  • Медицина — сфера парадоксов. Пациент приходит за помощью, но часто скрывает нужную для лечения информацию. Рассчитывает на персонализированную медицину, но требует следовать общим протоколам. Нередко приемы становятся вопросом не только здоровья, но и эмоциональной поддержки.
  • Пациенты все больше ценят удобство и скорость медицинского обслуживания. Молодое поколение часто ориентируется на опыт взаимодействия с топовыми потребительскими брендами, ожидая от клиник схожего уровня сервиса. Ему важны простота записи, комфорт и оперативная обратная связь.
  • Диджитализация помогает медцентрам решать многие задачи: уделять больше времени пациенту на приеме, алгоритмизировать лечение на основе протоколов, контролировать работу врачей. Способность адаптироваться к новым программам и технологиям стала одним из главных требований к IT-системе, на которую сеть клиник «Скандинавия» перешла в 2024 году.
  • Телемедицина становится важным элементом медицинского обслуживания. Она подходит для первичных рекомендаций или повторных приемов, особенно в регионах, где доступ к врачам ограничен. Однако полноценное лечение по-прежнему требует личного контакта.
  • Сегодня путь пациента чаще всего начинается в интернете: здесь он ищет не только подходящий ему медцентр и врача, но и записывается на приемы. Поэтому клиника должна быть заметной в онлайне: продуманный сайт, мобильное приложение, персонализированные страницы врачей с фото или видео и описанием их опыта работы играют решающую роль. Отзывы, социальные сети и имиджевая реклама формируют доверие и превращают клинику в бренд первого выбора.
  • На рынке частной медицины в России пока что очень много небольших игроков, это затрудняет системное развитие отрасли. Для повышения качества услуг и усиления конкуренции на уровне брендов и репутации необходимо объединение ресурсов. Консолидация позволит улучшить доступность локаций, привлечь лучших врачей и внедрить высокие стандарты качества медицинской помощи.
Читать подробнее
Подробнее ― в видеоинтервью.
0
в рейтинге частных медицинских компаний Санкт-Петербурга
0
региона России
0
клиник для взрослых и детей
0
медицинских направлений
Квартирный продукт
Екатерина Быкова
региональный лидер Яндекс Рекламы в Санкт-Петербурге
Всеволод Глазунов
директор по маркетингу LEGENDA Intelligent Development
В 2024 году резко выросли рыночные ставки по ипотеке, а число льготных программ сократилось. Несмотря ни на что, почти 80% потенциальных покупателей, согласно опросу Яндекса, планируют приобрести квартиру в течение года, выбирая варианты в том числе онлайн.
Основные тезисы из интервью Всеволода Глазунова:
  • Рынок недвижимости всегда адаптируется к изменениям. К 2024 году спрос был «перестимулирован», теперь баланс восстанавливается, но предпосылок к снижению цен нет.
  • Часть покупателей отложила приобретение жилья до «лучших времен». В том числе инвесторы, которые обычно покупают студии или однокомнатные квартиры: спрос на такой формат квартир снизился. Доля покупателей двухкомнатных квартир выросла, но их реальное число остается стабильным.
  • За последние 15 лет российский рынок недвижимости структурировался, и сегодня для большинства покупателей важным фактором является бренд девелопера. По данным Яндекса, 20% рассматривают покупку в разных ЖК одного застройщика. У компаний, которые успели зарекомендовать себя и выстроить бренд, сегодня очевидное преимущество на рынке.
  • Многие процессы, от выстраивания бренда до оформления документов, массово диджитализируются. Онлайн-покупка квартиры тоже востребована, но скорее среди инвесторов, которые не готовы тратить время на осмотр и доверяют девелоперу. Рассчитывать на полный переход в диджитал в этой сфере не стоит: если человек планирует жить в квартире, ему важно побывать на месте до принятия решения.
  • Новая квартира сегодня не предполагает встроенной системы «умного дома», но помещение должно быть готово к любой цифровизации. В этом направлении как в дизайне: застройщик готовит инфраструктуру, а будущий владелец реализует собственные пожелания.
  • Экономическая активность в регионах растет, у людей появляются новые возможности для покупки квартир. Рынок недвижимости особенно вырос в Казани и Тюмени.
  • Набор предложений у лидеров рынка схож. Конкурировать они могут преимущественно в продукте. Поэтому один из самых востребованных сегодня специалистов — продуктолог, а 2025 год для рынка недвижимости можно смело считать годом продукта.
Читать подробнее
Подробнее ― в видеоинтервью.
топ-0
по потребительским качествам ЖК в Санкт-Петербурге
топ-0
наиболее продающих девелоперов Санкт-Петербурга
0 млн кв. м
объем строительства
0%
обращений в компанию поступает через цифровые каналы и сервисы
E-com для чайников
Мариетта Алексанова
региональный лидер Яндекс Рекламы в Санкт-Петербурге
Иван Лиходиевский
руководитель отдела интернет-маркетинга REDMOND
По данным онлайн-опроса Яндекс Рекламы, 51% покупателей бытовой техники и электроники приобретают ее только онлайн. А еще 20% совершают покупки омниканально. К концу 2024 года доля онлайн-продаж в общей выручке на рынке может составить порядка 27%.
Основные тезисы из интервью Ивана Лиходиевского:
  • В 2024 году рынок бытовой техники и электроники стабилизировался. Игроки перестали постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям и начали активно реализовывать планы по развитию. Например, REDMOND уже успел обновить линейку товаров и выйти в новые категории. А также освежить фирменный стиль и бренд-платформу, в соответствии с которой теперь выстроены все внутренние и внешние коммуникации компании.
  • Изменились и условия конкуренции на рынке. Ниши, освободившиеся после ухода ряда зарубежных брендов, быстро заняли корейские, китайские и турецкие компании, а также собственные торговые марки российских ретейлеров. Однако нередко они нацелены на низкий ценовой сегмент и не противостоят крупным отечественным брендам бытовой техники и электроники, у которых есть собственные розничные сети и сервисные центры.
  • Cегодня производитель должен быть омниканальным и присутствовать во всех возможных каналах продаж. Одинаково внимательно следить за развитием и фирменных магазинов, и онлайн-площадок, которые являются важным имиджевым инструментом. Только в них стираются любые стены между брендом и покупателем.
  • Бренд играет важную роль при выборе бытовой техники и электроники, поэтому одна из основных задач производителя — всегда оставаться в поле зрения потребителя. Cтать Top of Mind непросто, удержаться в этом статусе — еще сложнее. Помимо работы с имиджем, стоит использовать инструменты перформанс-маркетинга, поддерживающие уже существующий спрос. А также директ-маркетинг, персонализированные предложения и программы лояльности, направленные на удержание клиентов. 
  • Офлайн-развитие играет не меньшую роль в укреплении бренда. В 2024 году REDMOND открыл в Сочи флагманский салон, который демонстрирует новый подход к имиджу фирменных магазинов сети. А в Беларуси компания открыла локальный офис и склад, расширила розничную и сервисную сети.
  • Для планомерного развития на рынке бытовой техники и электроники нужно ориентироваться на ожидания покупателей. Кроме цены и параметров товара, одним из решающих факторов при покупке сегодня является уровень постпродажного сервиса.
Читать подробнее
Подробнее ― в видеоинтервью.
>0
новых моделей техники
+0
новых магазинов фирменной сети
+0%
новых участников программы лояльности
+0%
общая доля онлайн-продаж
Красивый профиль клиента
Ольга Соколова
региональный лидер Яндекс Рекламы в Санкт-Петербурге
Тиран Акопян
экс-директор стратегического маркетинга и цифровой трансформации РИВ ГОШ
Российский бьюти-рынок занимает 13-е место по оборотам, а темпы его роста в разы больше общемировых. По данным Яндекс Рекламы, уже 36% российских потребителей покупают косметику только онлайн, еще 37% — гибридно.
Основные тезисы из интервью Тирана Акопяна:
  • Топ регионов по продажам в бьюти-ретейле: Центральный, Северо-Западный и Приволжский округа. Дальний Восток — один из приоритетных регионов для развития.
  • Развитие офлайн-розницы в них остается важной частью бьюти-бизнеса. Для покупателя это возможность получить личную консультацию, протестировать продукты, уменьшить или вовсе устранить сомнения, связанные с выбором. А для производителя или ретейлера — способ усилить эмоциональную связь с клиентом, повысить доверие и лояльность к бренду.
  • Но где бы ни был клиент, он так или иначе переходит в онлайн. Доля e-сom постоянно растет, а собственный сильный интернет-магазин становится приоритетной задачей для большинства игроков индустрии.
  • Привлечь клиента в онлайн относительно просто, потому что сам выбор товара и магазина сегодня уже происходит в сети. Сложнее — удержать его, ведь предложений в интернете гораздо больше, чем в офлайне. Помогают rich-контент, программа лояльности и триггерные коммуникации, а также бо́льшие возможности для запуска тестов и анализа аудитории.
  • Идеал — создание единого профиля клиента и построение омниканальности, которые позволят лучше понимать клиента и предлагать ему персонализированные условия вне зависимости от того, где он совершает новые покупки — в онлайне или офлайне.
  • Появление новых брендов на рынке поддерживает конкуренцию и стимулирует к развитию. Однако важно, чтобы все игроки рынка формировали свое УТП не на демпинге цен, а на уникальности и качестве продуктов и их соответствии актуальным потребностям клиентов.
Читать подробнее
Подробнее ― в видеоинтервью.
топ-0
бьюти-ретейлеров в России
>0 млн
установок мобильного приложения
0 %
доля App в продажах
0 руб.
средний чек
по заказам на доставку
· 1 сезон ·
Что может e-com: опыт лидеров