Минюст признал иноагентами проект «Трансперенси Интернешнл» и рэпера Лигалайза
Минюст признал иноагентами рэпера Андрея Меньшикова, выступающего под псевдонимом Лигалайз, журналиста Алексея Ковалева, священнослужителя Андрея Львова и активиста Данилу Белякова. Также в реестр внесли проект «Трансперенси Интернешнл — Россия в изгнании» и медиапроект «Страна и мир. Sakharov Review»
Минюст пополнил реестр иноагентов, включив в него рэпера Андрея Меньшикова, выступающего под псевдонимом Лигалайз, журналиста Алексея Ковалева, священнослужителя Андрея Львова и активиста Данилу Белякова, а также медиапроект «Страна и мир. Sakharov Review» и проект «Трансперенси Интернешнл — Россия в изгнании» («Transparеncy International», ФРГ, внесена в перечень организаций, деятельность которых признана нежелательной в России). Об этом сообщается на сайте ведомства.
Как утверждает Минюст, Меньшиков распространял «недостоверную информацию» о решениях российских властей, сведения, «направленные на формирование негативного образа» ВС России, выступал против «спецоперации»* на Украине и негативно высказывался в отношении граждан России. Также, по утверждению ведомства, он принимал участие в создании и распространении материалов иноагентов и участвовал в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными СМИ. По данным Минюста, Меньшиков проживает за рубежом.
Ковалев попал в реестр за то, что, по утверждению ведомства, принимал участие в распространении материалов иноагентов, выступал против «спецоперации», распространял «недостоверную информацию» о решениях власти России и недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа ВС России. Он, по данным Минюста, также проживает за границей.
Львов, как утверждает Минюст, участвовал в распространении материалов иноагентов, распространял «недостоверную информацию» о решениях публичной власти России и недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа ВС России. Он также выступал против «спецоперации», проживает за рубежом, сообщило ведомство.
Беляков распространял недостоверную информацию о решениях публичной власти России, недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа ВС России, выступал против «спецоперации», распространял материалы иноагентов и сообщения организации, включенной в перечень организаций, деятельность которых признана нежелательной в России, утверждает Минюст. По данным ведомства, он проживает за границей.
Медиапроект «Страна и мир. Sakharov Review» и проект «Трансперенси Интернешнл — Россия в изгнании» включены в реестр иноагентов в том числе за распространение «недостоверной информации» о решениях публичной власти России и участие в распространении материалов иноагентов.
Минюст традиционно обновляет реестр иностранных агентов раз в неделю. Неделю назад, 20 декабря, ведомство признало иноагентами журналистку Викторию Ивлеву-Йорк, адвоката Николая Полозова и проект «Лаборатория университетской прозрачности», а также блогеров Ислама Белокиева и Хасана Узарова (оба включены Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму).
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году на фоне массовых протестов в стране. Изначально этот статус присваивали некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из-за границы. Позднее иноагентами стали признаваться также юридические и физические лица, в том числе правозащитники, активисты, журналисты и СМИ.
В 2022 году в России был принят закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». И критерии для признания иноагентом были расширены — к финансированию из-за рубежа добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица.
Статус иностранного агента лицо приобретает на следующий день после размещения сведений о нем в реестре иноагентов, следует из данных на сайте Роскомнадзора. Ведение реестра осуществляет Минюст. Фигурантами реестра значатся около 880 физлиц и организаций.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.