Москалькова попросила Минобороны прояснить механизм демобилизации военных
Омбудсмен Москалькова попросила Минобороны прояснить механизм демобилизации военных. По ее словам, такой механизм отсутствует у командиров воинских частей, которым направляют решения призывной комиссии об ошибочной мобилизации военнослужащих
Омбудсмен Татьяна Москалькова обратилась к Минобороны с просьбой прояснить механизм демобилизации военнослужащих на всероссийском координационном совете уполномоченных по правам человека, передает «Интерфакс».
По словам Москальковой, решение призывной комиссии об ошибочной мобилизации в отношении того или иного военнослужащего доводится до командира воинской части, а у того нет механизма демобилизации. «Какой ему (командиру) нужно документ издать, чтобы демобилизовать человека?», — спросила омбудсмен заместителя начальника главного военно-медицинского управления Минобороны Александра Серговенцева. Он заявил, что передаст этот вопрос начальнику главного управления кадров Минобороны.
Владимир Путин 21 сентября 2022 года объявил частичную военную мобилизацию резервистов в России для участия в «военной спецоперации»* на Украине. Путин тогда подчеркнул, что она коснется «прежде всего тех, кто проходил службу в рядах вооруженных сил, имеет определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт». Спустя примерно месяц министр обороны Сергей Шойгу доложил Путину о завершении мобилизации, отметив, что всего, как и планировалось, было мобилизовано 300 000 резервистов. Указа о завершении мобилизации президент России не подписывал.
Тем не менее российские власти неоднократно подчеркивали, что в вопросе проведения частичной мобилизации в России поставлена точка. Помимо этого, в конце 2023 года Путин заявил об отсутствии необходимости в новой мобилизации в России. 25 мая 2024 года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также сообщил, что необходимости проводить мобилизацию в России нет.
В то же время, в июне 2023-го Путин, комментируя вопрос ротации мобилизованных, заявил, что когда-то надо будет постепенно возвращать людей из зоны «спецоперации» домой. «Закон не предусматривает конкретных сроков, и исходить нужно будет прежде всего из наличия личного состава, из того, как развивается ситуация на линии соприкосновения, как идёт сама специальная военная операция», — говорил он на встрече с военкорами. Но подчеркивал, что в Минобороны этот вопрос обсуждают.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.