К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как в цене украшений переплелись гламур, геология, технологии и история цивилизаций

Украшения Марии-Антуанетты. (Фото DR)
Украшения Марии-Антуанетты. (Фото DR)
Автор новой книги об истории и загадках драгоценных камней, эксперт Хелен Моулсворт, отмечает, что с геммологической точки зрения оценка любого камня обычно сводится к его красоте, редкости и прочности. Однако часто на стоимость камня влияет такой нематериальный фактор, как ассоциации

В 2011 году изумруд из бриллиантовой броши побил мировой рекорд аукционной цены, его купили за $6,5 млн, что значительно превысило оценку лота в $500 000–700 000. Без знания предыстории такая покупка покажется неоправданной. Да, это красивый и очень хороший изумруд, но не самый крупный, не самый старый и не самый великолепный из тех, что представлены на рынке: впервые его купили лишь в 1962 году в магазине Bulgari в Риме.

Обложка книги Хелен Моулсворт

Объясняют стоимость изумруда личностью покупателя, актера Ричарда Бертона, и получательницы, его будущей жены Элизабет Тейлор. История этой пары переплетена с историей царицы Клеопатры — они познакомились во время съемок в знаменитом биографическом фильме о ней. Из-за этого изумруд, похожий на многие другие, вдруг стал камнем, чья история связана с двумя женщинами, числившимися среди самых знаменитых и гламурных на свете, что и сделало его одним из самых ценных изумрудов в мире.

Автор новой книги об истории и загадках драгоценных камней, эксперт Хелен Моулсворт, отмечает, что с геммологической точки зрения оценка любого камня сводится к его красоте, редкости и прочности. Однако, как показывает приведенный пример с изу­мрудом, стоимость часто увязывается и с таким нематериальным фактором, как ассоциации. Карьера Моулсворт охватывает всю мировую индустрию драгоценных камней и ювелирных изделий — от работы в ведущих аукционных и ювелирных домах до научных исследований. В течение 10 лет она была специалистом по ювелирным изделиям в Sotheby’s и Christie’s, где занималась продажами мирового значения, включая частную коллекцию драгоценностей британской принцессы Маргарет в 2006 году. Будучи геммологом и историком ювелирного дела, она занимала в том числе должность профессора истории драгоценных украшений в Женевском университете искусства и дизайна, а сейчас она старший куратор отдела ювелирных изделий в лондонском Музее Виктории и Альберта. В рамках своей профессиональной деятельности Моулсворт не только ездила в азиатские промотуры аукционных домов, но и посещала шахты и мастерские в ключевых добывающих странах мира: Бирме (рубины), Шри-Ланке (сапфиры), Колумбии (изумруды), ЮАР и Намибии (алмазы) и др. Богатый опыт позволил ей создать книгу, где великосветская хроника переплетается с рассказами о геологии, историей цивилизаций и дорожными зарисовками из мест, куда обычным туристам вход заказан.

 

Влияние романтической жизни звезд на успех драгоценных камней сохраняется по сей день. После помолвки принца Уильяма и Кейт Миддлтон спрос на сапфиры заметно вырос среди покупателей ювелирных изделий, ранее предпочитавших изумруды или рубины. Эта тенденция была особенно заметна в Китае, где популярность синего сапфира начала соперничать с традиционным красным рубином во многом благодаря культовому сапфировому обручальному кольцу, которое было на пальце Кейт. Приводит автор пример и обратного влияния Китая: в конце XIX века вдовствующая императрица Цыси питала особое пристрастие к розовому турмалину из шахты в Пала (Калифорния), что тогда привело к резкому росту спроса в Китае на этот драгоценный камень. Этот повышенный спрос вызвал бум в калифорнийской турмалиновой промышленности. Даже спустя столетие после смерти Цыси интерес китайцев к этому относительно недооцененному драгоценному камню не ослабевает.

Но селебрити-провенанс может быть как благом, так и проклятием. Рассказывая о жемчужной подвеске Марии-Антуанетты, Моулсворт говорит, что благодаря связи с одной из самых известных женщин в истории она была продана за рекордные $36 млн при оценке в $1–2 млн. А в 2007 году Моулсворт была членом команды, предлагавшей ожерелье с кроваво-красными рубинами и жемчугом. Когда его не удалось продать, возникла версия, что покупатели не захотели надевать на шею жемчуг женщины, которая так печально рассталась с головой.

 

Крупный размер камня тоже необязательно способствует коммерческому успеху. Найденный в 1893-м алмаз-рекордсмен «Эксельсиор» (995 карат) не продавался 12 лет — никто не мог себе его позволить, и в итоге его раздробили на два десятка меньших. Сменивший его на первом месте в 1905 году «Куллинан» (3106 карат) не мог найти покупателя два года, пока правительство африканской колонии Трансвааль не решило подарить алмаз английскому королю Эдуарду VII на день рождения (рассчитывая на преференции в получении крупного займа). Из-за трещин камень пришлось распилить на девять частей, не считая десятков мелких. Два крупнейших из получившихся бриллиантов теперь украшают корону Британской империи и скипетр Эдуарда VII.

Уменьшением ради улучшения визуальных характеристик и стоимости занимаются и в наши дни, и с неменьшим резонансом. Бриллиант голубого цвета «Виттельсбах», долгое время принадлежавший королям Баварии, был куплен на торгах Christie’s 2008 года за рекордную сумму $24 млн ювелиром Лоренсом Графом. Он совершил почти святотатство: уменьшил ограненный в последний раз в XVII веке камень с 35,56 до 31,06 карата. Однако эффект оказался пора­зительным: нежные сероватые тона сменились гораздо более чистым и прозрачным голубым цветом. Граф подарил бриллианту идеальную чистоту, разжег его «огонь» и улучшил его способность к отражению света.

Король цветных бриллиантов Граф так же активно продвигает желтый цвет. С тех пор как в 1974 году он купил «Звезду Бомбея» весом 47 карат — камень, добытый еще в исторических копях индийской Голконды, — он вывел на рынок длинную череду таких бриллиантов и помог повысить их популярность и стоимость: в 2014 году он добился цены $16,3 млн за Graff Vivid Yellow (100 карат).

 

Популярность цветных бриллиантов выросла в последние годы благодаря усовершенствованию методов добычи, которые позволили получить более крупные камни, и улучшению техник огранки, раскрывающих их уникальную красоту. Из прочих камней, набирающих популярность в последнее время, Моулсворт отмечает цаворит, танзанит и шпинель Джедай. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+