К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Творцы нового времени: как дизайнер защищает права на созданную с помощью ИИ картинку

Джейсон Аллен утверждает, что для создания Théâtre D'opéra Spatial, изображающей футуристический королевский двор, он написал 624 детальных промта в нейросети Midjourney. (Фото Jason M. Allen)
Джейсон Аллен утверждает, что для создания Théâtre D'opéra Spatial, изображающей футуристический королевский двор, он написал 624 детальных промта в нейросети Midjourney. (Фото Jason M. Allen)
Потратив более сотни часов на создание идеального промта в MidJourney, 41-летний дизайнер Джейсон Аллен создал изображение, которое было удостоено награды. Теперь он не может защитить авторские права на свою работу, так как, согласно решению Бюро по авторским правам США, в ней отсутствует «авторство человека». Аллен подал иск против бюро и обратился в суд

Два года назад внимание дизайнера настольных игр Джейсона Аллена привлекли иллюстрации, созданные при помощи искусственного интеллекта (ИИ), изображающие сюрреалистические пейзажи. Они все чаще появлялись в его ленте в Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), после чего он сам начал экспериментировать с созданием изображений при помощи генеративного ИИ. В мае он потратил более сотни часов на обучение нейросети MidJourney на своих промтах для создания детализированной иллюстрации, изображающей женщин в викторианских платьях и космических шлемах, приглашенных к футуристическому королевскому двору. Через несколько месяцев его работа заняла первое место на ярмарке штата Колорадо в номинации «Лучшая цифровая обработка».

Позже Аллен попытался запатентовать свое изображение, однако Бюро по авторским правам США отклонило его заявку, заявив, что в работе отсутствует «авторство человека», а также что комиссия не смогла определить, были ли промты, использовавшиеся для создания изображения, «достаточно уникальными».

Решение комиссии повергло Аллена в шок. По его словам, он написал 624 различных промта, которые помогли ему воплотить свою идею с помощью MidJourney, а также внес собственные коррективы в стиль, композицию, цвета и тон изображения.

 

«С помощью MidJourney V2 было сложно добиться того результата, к которому я стремился в то время, — поделился Аллен с Forbes USA. — Мне пришлось приложить немало усилий».

Аллен подал иск против Бюро по авторским правам США, а также обратился в федеральный суд с целью отменить решение бюро. 

 

Представители Бюро по авторским правам отказались прокомментировать предстоящие судебные разбирательства. Компания MidJourney также не ответила на запрос о комментарии, однако на их веб-сайте указана информация, что художники являются полноправными владельцами всех созданных ими изображений и могут использовать их по своему усмотрению. Также в пользовательском соглашении прямо говорится, что компания является бессрочным и безоговорочным владельцем авторских лицензий на воспроизведение, сублицензирование и распространение любых произведений, созданных с помощью ее ПО. Компания также имеет право распространять любой контент, внесенный в систему нейросети.

Аллен рассказал Forbes USA, что после того, как Бюро по авторским правам отказало в оформлении авторских прав на изображение «Théâtre D'opéra Spatial» (с фр. — «Театр космической оперы»), участились случаи копирования его работы другими художниками. Также стали возникать попытки продажи его иллюстрации без указания авторства на таких платформах, как Amazon, Etsy и OpenSea (NFT-маркетплейс). Аллен считает, что это напрямую связано с реакцией художественного сообщества, которое обвинило его в мошенничестве на конкурсе ярмарки штата Колорадо в 2022 году из-за использования инструментов ИИ.

«Несколько человек напрямую мне заявили, что собираются выдать мою работу за свою и продать, поскольку я ничего не смогу с этим сделать. Они просто хотели ткнуть мне этим в лицо», — говорит Аллен. Один из подобных «доброжелателей» использовал работу Аллена, сделав ее частью собственной ИИ-иллюстрации, и выложил в Facebook с подписью: «Считается, что все великие художники воруют, но поскольку изображение не является интеллектуальной собственностью Джейсона, то никакого воровства и не было».

 

Аллен подал иск в переломное время для всех художников и других деятелей искусства: в обществе вспыхнули ожесточенные дебаты по поводу законности действий компаний, использующих огромные массивы данных, находящихся в открытом доступе в интернете, для обучения моделей ИИ. В 2023 году группа художников подала коллективный иск против таких ИИ-компаний, как MidJourney, Stability AI и Runway — создателей нейросети Stable Diffusion. В иске указано, что компании предположительно использовали миллиарды защищенных авторским правом произведений искусства без получения согласия на использование работ или выплат компенсаций для обучения своих моделей ИИ, которые теперь напрямую конкурируют с самими художниками. В прошлом месяце суд разрешил перейти к рассмотрению иска о нарушении авторских прав, отклонив несколько претензий, и приступить к досудебному представлению доказательств — официальному процессу, в ходе которого обе стороны обмениваются ключевой информацией. Для художников это шанс ознакомиться с обучающими данными моделей.

Однако компании попросили суд полностью отклонить иск. По словам представителей Runway, художники не смогли создать точные копии своих работ через Stable Diffusion или доказать, что копии их работ хранятся в системе модели ИИ. В Stability AI утверждают, что художественные стили не могут быть защищены авторским правом, а сами модели не способны нарушить авторское право, поскольку результат их деятельности является обычным кодом, а не произведением искусства. Юристы MidJourney приравняли модели ИИ компании к ксероксам, утверждая, что лежащая в их основе технология не нарушает авторских прав, даже если она сможет создать точную копию другого изображения.

Некоторые из этих вопросов также были вынесены на обсуждение в Бюро по авторским правам США, которое пытается разобраться в том, какое место ИИ занимает в рамках права владения и управления интеллектуальной собственностью. Бюро со 150-летней историей, базирующееся в Библиотеке Конгресса, пытается определить, как законы, принятые много лет назад, могут применяться в современных реалиях после появления ИИ. В настоящее время сотрудники бюро занимаются изучением проблемы использования защищенных авторским правом произведений для обучения моделей ИИ, пытаясь определить, является ли данная практика нарушением закона или подпадает под понятие добросовестного использования (правовая доктрина в США, описывающая исключения и ограничения исключительного права), как утверждают многие компании, занимающиеся разработкой ИИ. Также в бюро пытаются понять, какие виды произведений, созданных с помощью ИИ, могут быть защищены авторским правом.

В 2022 году Джейсон Аллен, бывший дизайнер настольных игр, начал экспериментировать с нейросетями на базе ИИ, такими как MidJourney. «Я был одержим этой идеей», — признается он. (Фото Jason M. Allen)

В марте 2023 года Бюро по авторским правам вынесло постановление о том, что не будет оформлять авторские права на произведения, полностью созданные при помощи ИИ. Однако ситуации, когда в произведениях используется ИИ, но при этом проявляется определенный уровень человеческого вмешательства, продолжают оставаться спорными. В феврале в бюро авторских прав заявили, что отказываются регистрировать работы, в которых, по их мнению, большую часть выполнил ИИ, а человеческое вмешательство было незначительным. Тем не менее бюро также зарегистрировало более 100 работ, содержащих сгенерированные ИИ материалы, такие как тексты песен, письменные тексты и визуальные элементы.

Однако Аллен — не единственный художник, решивший оспорить решение Бюро по авторским правам США. Согласно сообщениям Wired, в апреле писательница Элиза Шупе, использовавшая ChatGPT для написания книги, которую она самостоятельно опубликовала на Amazon, подала апелляцию и получила авторское право на выбор и размещение текста, сгенерированного ИИ. Таким образом, это означает, что полное копирование книги запрещено законом, однако отдельные предложения и сцены из произведения могут быть перестроены и опубликованы — подобное право также применяется и для обычных книг, полностью созданных людьми.

 

По словам Аллена, он придерживается позиции, что любое созданное изображение должно быть защищено законом об авторском праве, даже если бы пользователь создал изображение кошки на скейтборде на основе всего одного промта. 

«Не считаю, что количество усилий, приложенных для создания работы, является важным фактором оценки самовыражения человека, — говорит Аллен. — Если человек приступил к созданию работы с использованием инструментов ИИ в качестве вспомогательного устройства, то он все равно является ее автором. С нашей точки зрения, этот человек — творец».

В настоящий момент Аллен курирует собственную онлайн-галерею и занимается продажей физических репродукций иллюстраций, созданных им с помощью инструментов ИИ. Аллен не считает себя художником, предпочитая термин «цифровой творец». Он хочет иметь возможность создавать сотни иллюстраций с помощью ИИ, которые находились бы под защитой авторских прав. «Ключевая особенность MidJourney в том, что людям больше не нужно становиться художниками, чтобы создавать произведения искусства», — заявил Аллен.

Перевод Ксении Лычагиной

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+