Частная Луна и другие чудеса: как бизнес продвигает российское искусство в Африке
«Мы ищем в Африке бизнес, а не приключения», — говорит Иван Демченко, акционер компании «Новосталь-М», которая начала свою африканскую историю в 2016 году в Сенегале. Однако налаженные за несколько лет связи весной 2022 года не сработали. Как он рассказывает, ни один из портовых терминалов Дакара не согласился принять российский груз: «Пришлось везти по морю 500 миль в Гвинею, выгружать по цене в десять раз дороже средней по рынку. Оттуда на автомобилях — покупателям». Стало ясно: в новых условиях, чтобы заниматься бизнесом, нужно серьезно инвестировать, создавать собственную инфраструктуру, выстраивать свои звенья логистической цепочки. «Новосталь-М» начала со складской сети в Сенегале, Кот-д’Ивуаре, Гане и стала развивать транспортную систему. На очереди — строительство перерабатывающего завода в Сенегале. «Собственные производственные мощности дадут свою таможенную зону. Затем займемся развитием инфраструктуры портов, железных дорог», — говорит Иван Демченко. К своему списку африканских стран — Сенегал, Того, Бенин, Буркина-Фасо — компания за последние два года добавила Гвинею, Мавританию, Мали, Камерун.
От стали до барабанов волоф
По мнению предпринимателя, ближайший конкурент России в Африке, Китай, опережает российский бизнес на несколько лет. Но этот разрыв преодолим, поскольку у двух стран разные задачи. «Китайцам в Африке нужно сырье, России — люди, — рассказывает Иван Демченко. — Китайцы работают на экспорт из Африки. Мы ищем потребителей нашей продукции». Бизнесмен уверен: «У Африки сумасшедший потенциал развития». Уже в этом году население континента составило полтора миллиарда человек, и демографический бум продолжается. «Несмотря на войны, эпидемии, голод, высокую детскую смертность, нищету, бандитизм и коррупцию, Африка постоянно развивается, — говорит он. — И этот процесс идет поступательно. Представьте, если 5% населения континента смогут позволить себе купить машину или даже две, это означает огромное количество потребителей самых разных товаров и услуг. И в искусстве, и в бизнесе, и в логистике, и в образовании».
Сегодня в африканских проектах «Новостали-М» работает около 200 местных жителей. Найти подходящих специалистов, объяснить задачи и добиться качества исполнения оказалось непросто. Иван Демченко рассказывает, что для того, чтобы набрать сотрудников, пришлось протестировать тысячи кандидатов. «В 2022 году я провел в самолетах 33 дня, — говорит он. — На каждом участке я должен лично присутствовать несколько дней хотя бы раз в квартал, объехать всех клиентов, даже небольших, тех, кто покупает 1000–2000 т в месяц». Многим работникам не хватает образования, квалификации. «Ты стоишь — работа идет. Отвернулся — прекращается, — объясняет бизнесмен. — Хотя есть примеры, когда видно: человек схватывает на лету, мечтает выучиться, выбраться из нищеты».
В Африке у Ивана Демченко есть свои люди. Это африканцы — выпускники советских вузов 1960–1980-х годов. «Слава богу, пока эти люди живы, на них можно опереться. С их помощью можно построить производство и наладить контакты с местным сообществом», — рассказывает акционер «Новостали-М». Первым проектом холдинга, обращенным к африканскому сообществу, стала выставка современного российского искусства в Музее африканских цивилизаций в Дакаре. Выставку на средства «Новостали-М» создал Центр содействия культуре и искусству «Согласие». «Мы делаем это не для галочки, не для министерских отчетов, — говорит Иван Демченко. — Я знаю, это действительно работает. Проекты в области культуры ценят и видят и обычные посетители, и банкиры, и губернаторы, и политики».
В личных планах меломана Ивана Демченко (он играет на пяти музыкальных инструментах, коллекционирует гитары) — устроить обменные гастроли кубанского казачьего хора и музыкантов — исполнителей волоф.
От Луны до Пушкина
Куратор российской выставки искусствовед Ирина Горлова, много лет работавшая в ГЦСИ и до недавнего времени возглавлявшая отдел новейших течений Третьяковской галереи, назвала проект «Творить чудеса». Выставка показывает произведения 12 художников, созданные в разные годы, но объединенные идеей веры в прекрасное и надеждой на лучшее. Почти все художники — давно любимые Горловой участники ее выставочных проектов.
Само название российской выставки отсылает к тексту рождественского и пасхального песнопения: «Ты еси Бог, творяй чудеса». Так получилась история о стремлении к свету, о смысле бытия и о ценностях жизни.
Тема чудес, иррационального познания — краеугольная в концепции негритюда, учения об африканском духе, которое разрабатывал, в частности, и поэт и философ Леопольд Сенгор, первый президент Сенегала. Согласно Сенгору, в отличие от западно-европейской рациональности для африканцев первичны интуиция, эмоция и ритм, чувства группы и диалога, который отражается в искусстве, в образах жизни и мышления. Обыгрывая известную фразу Декарта, сенегальский философ вывел формулу: «Я чувствую, я танцую, я существую». Критикуя западную цивилизацию, утратившую душевное тепло, Сенгор предлагал обрести его вновь в африканской цивилизации.
Познакомившись в 1957 году с современной советской поэзией (поэзию Пушкина он узнал еще в 1930-х в Париже, где слушал ее на русском), Сенгор обратил внимание на схожесть в мироощущении. «Что сближает славянские народы и чернокожие народы, так это способность страдать, сохраняя нежность в глубине своих сердец», — писал он Евгению Евтушенко.
Современное российское искусство в Дакаре показывают в самом понятном, наглядно-предметном воплощении: вышитая на ткани архитектура конструктивизма Марии Арендт, масштабные, в синем матиссовском свете натюрморты Нины Котел, большие металлические конструкции, прикидывающиеся пушистыми и воздушными, работы Аллы Урбан. Многолетняя история Леонида Тишкова «Частная Луна» — это серия объектов и фотографий, начатая художником в 2003 году. Путешествуя по миру с портативной Луной, словно Маленький Принц со своей планетой, Тишков фотофиксирует приключения, а иногда пишет стихи вроде: «Как лунный единорог / Под одеялом она / Еще ярче сияет». В Париже в 2009 году художник устанавливал Луну на набережной Сены, на скамейке в Тюильри, на ступенях Монмартра: «Прощание с луной. Не останавливай луну, она поднимется на небо по лучу Эйфелевой башни». В планах Тишкова в Дакаре — продолжить серию с «Частной Луной». Музей африканских цивилизаций уже выразил пожелание получить свою порцию «Частной Луны» в Сенегале в качестве дара в коллекцию.
По мнению чрезвычайного и полномочного посла России в Республике Сенегал Дмитрия Куракова, выставка современного искусства из России способна активизировать культурные обмены двух стран и дать старт «Дням России». «В нынешней ситуации, когда у нас мало медийных возможностей, культурный аспект становится основополагающим в создании взаимопонимания народов», — говорит Дмитрий Кураков. По мнению посла, первый шаг уже сделан с большим успехом: в декабре 2022 года Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» из Татарстана привозил в Музей африканских цивилизаций в Дакаре фотовыставку «Ислам на снегу». Фотографии вызвали большой интерес. «Как оказалось, в стране, где 95% населения исповедуют ислам, мало кто знал, что в России 30% жителей-мусульман», — рассказывает Дмитрий Кураков.
Следующий пункт «Дней России» — открытие в ноябре медиатеки в Университете имени шейха Анты Диопа в Дакаре. Посол рассуждает: почему бы, например, в рамках «Дней России» не подарить портрет Александра Пушкина Музею африканских цивилизаций, чтобы достойно представить поэта в галерее великих африканцев.
Посольство надеется, что две работающие на сенегальском рынке компании — Yandex и «Новосталь-М» — поддержат проект по преподаванию русского языка. Сегодня по заветам Леопольда Сенгора, считавшего Пушкина великим африканцем («Я чувствовал глубокое родство со славянской душой»), в Сенегале 6000 учеников в 50 лицеях и колледжах учат русский язык. Но, как показало исследование, проведенное в 2024 году Государственным институтом русского языка имени А. С. Пушкина, 75,5% опрошенных учителей русского в Сенегале отмечают нехватку учебников, а 51% опрошенных указывает на отсутствие языковой среды.
По мнению посла России в Сенегале, изменить эту ситуацию без участия российского бизнеса сегодня невозможно.