Количество обучающихся вне школы детей с 2016 года выросло в десять раз
Количество детей, перешедших на альтернативные виды получения среднего образования, увеличилось с 2016 года в десять раз. Пик спроса пришелся на разгар пандемии, но с 2022 года число «альтернативных» учеников стало больше еще на 27 500 человек. Релоканты, уехавшие из России после 2022 года, стремятся дать детям российское образование и аттестат из-за рубежа заочно, объясняют эксперты
За восемь лет количество детей, перешедших на альтернативные виды получения среднего образования, увеличилось в десять раз, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование НИИ урбанистики и глобального образования при Московском городском педагогическом университете (МГПУ).
В 2016 году 17 900 школьников (0,1% от общего числа учеников) учились вне школ, а в 2023-м — 174 700 (1%), говорится в документе, составленном на основе данных статистики Минпросвещения. В 2021 году, в разгар пандемии COVID-19, количество школьников, обучающихся не очно, увеличилось в пять раз (с 30 000 до 147 200). После окончания пандемии ситуация не изменилась, и за два последующих года число «альтернативных» учеников стало больше еще на 27 500.
Действующий закон «Об образовании», наряду с посещением школы, предусматривает четыре альтернативные формы получения знаний: очно-заочное, заочное, семейное и самообразование.
Автор исследования, руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ Елена Петряева считает, что родителям в общеобразовательных учебных заведениях не хватает индивидуального подхода и обучения маленькими группами по 10–15 человек.
По мнению ведущего эксперта Института образования ВШЭ Сергея Заир-Бека, одна из причин спроса на заочное обучение — увеличение числа релокантов после 2022 года, которые из-за рубежа стремятся дать детям российское образование и аттестат. Первый зампред комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло объяснил спрос тем, что в «переполненном классе обычной школы практически невозможно эффективно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ и поступить на бюджет».
Впрочем, ведущий эксперт Института образования ВШЭ Татьяна Мерцалова признала, что, несмотря на рост популярности альтернативных форм образования, процент перешедших на них школьников находится на уровне статистической погрешности.