Сделано в Армении: кто изобрел автоматическую коробку передач и бетономешалку
Нет, он вам расскажет не про то, что самолет изобрел армянин (за таким надо в Бразилию, например), но про автоматическую коробку переключения передач его автомобиля. Если же вы не успели еще убрать лишние доллары, на которые в обменнике меняли драмы, то есть шанс, что вы узнаете, что зеленые они благодаря Кристоферу Тер-Серопяну, разработавшему для их защиты краску такого цвета. Уместный разговор о бензине с большой долей вероятности приведет к упоминанию отца европейской нефтепромышленности по имени… Игнаций Лукасевич («а он армянин по происхождению, да!»). Тут, пожалуй, даже доверчивый слушатель начнет сомневаться в правомерности этой и прочих претензий на первооткрывательство и в чем-то окажется прав.
Тим Скоренко насторожился уже после истории про доллары. Он много лет проработал в журнале «Популярная механика» и написал «Изобретено в России» и «Изобретено в СССР» — хороший двухтомник о подобных российских историях, достоверных и мифических. Проведя некоторое время в Армении, он решил пролить свет и на историю армянской изобретательской мысли. Эта книга — результат его исследований и одновременно ваш способ испортить настроение словоохотливым таксистам.
На самом деле автор, конечно же, не ставит задачи «вывести на чистую воду» ура-патриотичных мифотворцев, его цель не уязвить, а воздать по заслугам, отделив правду от вымысла. Получившийся труд напоминает детектив, настолько запутаны многие сюжеты. Смена имен и фамилий представителями диаспоры не прибавляла легкости работе исследователя — значительное число героев книги оказались вынуждены бежать от геноцида армян турками, оседая в Европе, США, России и других краях. Распутанные истории изобретений и вердикты Скоренко необязательно ранят самолюбие безальтернативно: «Хачатур Тер-Серопян, несомненно, изобрел оригинальный способ защиты ценных бумаг от подделки и стал первым представителем армянского народа, получившим американский патент на изобретение. Даже если все остальное [зеленая краска и именно для долларов] неправда, этого вполне хватает для того, чтобы гордиться его достижением». Но откровенных выдумок в этих историях, конечно, тоже хватает.
Начать стоит с истинных историй, тем более что не все из них на слуху даже в Армении. Тот же таксист вполне мог указать на бетономешалку в соседнем ряду: «Изобрел автобетоносмеситель, в прямом смысле придумал и запатентовал его армянский изобретатель Стефен Степанян». Это, конечно, не так гламурно, как автоматическая коробка переключения передач (АКПП) его «мерседеса», но, увы, Асатур Сарафьян (он же Оскар Бэнкер) не изобрел первым автоматическую коробку передач. Однако он поспособствовал распространению наиболее безопасного ее варианта. Вообще, как отмечает Тим, не должно быть нездорового фетиша в том, чтобы быть самым первым изобретателем: целый ряд изобретений и идей опережали свое время (например, технологически), и тут куда в большей степени стоит чествовать человека, добившегося массового внедрения. Такое можно сказать о моем излюбленном приспособлении — однорычажном смесителе для воды. Американский армянин Алекс Манукян не изобретал его, но без него устройство вряд ли приобрело бы такой успех в бытовой сфере.
Несколько авторов приписываемых им идей действительно фонтанировали изобретениями, но вовсе не теми: Арташес Айканян получил более 40 международных патентов (большинство связано с технологиями работы с пластиком), но ни пластиковую соломинку, ни изгиб на ней он не изобрел. Лютер Симджян не сделал в 1960 году первый банкомат: его машина не имела возможности выдачи денег, а лишь размещала их на счете. Это было неудобно (деньги зачислялись на счет не мгновенно), но находились клиенты, которых отсутствие контакта с банковским клерком устраивало (по признанию самого изобретателя, это проститутки и азартные игроки). Увы, они были слишком немногочисленны, чтобы оправдать покупку и установку таких машин. А первый «настоящий» банкомат был установлен в Англии в 1967 году. Симджян же изобрел первый авиатренажер, позволяющий симулировать погоню за целью и имитировать расчетное расстояние до нее, и стал одним из разработчиков первых оптических телесуфлеров.
Самым неожиданным армянским открытием автор называет аккордеон. Этот музыкальный инструмент вообще не ассоциируется с армянскими мелодиями и исполнителями. Более того, как и в случае с рядом других популярных инструментов (скрипкой, фортепиано), можно было бы ожидать, что он возник эволюционно, но нет, отец самой популярной в мире гармоники — Кирилл Демиан, живший в Вене румынский армянин, современник Моцарта и Бетховена. Я бы из подобных неожиданностей выделил еще Эмика Авакяна, страдавшего ДЦП, который, окончив Колумбийский университет, принялся активно разрабатывать разные электромеханические устройства для облегчения жизни страдающих нейродегенеративными заболеваниями и создал печатную машинку, управляемую… дыханием.
ПЭТ-сканер и МРТ, вакцина от COVID и цветное телевидение, «Луноход» и загадочный бесконтактный сельсин, ингалятор для астматиков и солнечные батареи — рассказов об изобретениях и поводов для дебатов с таксистом в книге Скоренко достаточно, чтобы из аэропорта проехать насквозь Ереван, устремиться к Севану и добраться до самого Дилижана, где питьевая вода, как известно, «второе место занимает в мире». Прекрасный способ совместить приятное с полезным. И да, Игнаций Лукасевич все же поляк.