МАК установил обстоятельства крушения самолета SSJ-100 в Подмосковье
Специалисты установили обстоятельства крушения самолета Sukhoi Superjet 100 в Подмосковье, сообщили в пресс-службе Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
12 июля самолет после техобслуживания вылетел с аэродрома Луховицы и направлялся на аэродром базирования Внуково. По данным МАК, на пятой минуте полета самолет, летевший на высоте около 5160 футов (1,57 км) практически параллельно земле со скоростью 200 узлов (около 270 км/ч), начал снижаться. К шестой минуте скорость выросла до 320 узлов (около 592 км/ч). Последние зарегистрированные значения параметров показывали, что приборная скорость составляла 365 узлов (почти 676 км/ч), уточнили в МАК.
«В момент перехода на снижение приборная скорость составляла 200 узлов и увеличивалась, происходила синхронная уборка закрылков и предкрылков до полностью убранного положения. <...> На шестой минуте полета на скорости 320 узлов (работала звуковая сигнализация OVERSPEED) самолет перешел на снижение с увеличением угла тангажа на пикирование», — сказано в сообщении.
В МАК установили, что автомат тяги был включен перед взлетом, автопилот — после взлета на высоте 550 футов (167,6 м). Однако в процессе снижения и автопилот, и автомат тяги были отключены, экипаж перешел на ручное управление. «Снижение продолжилось до высоты 4500 футов с последующим набором высоты 4750 футов», — отметили в МАК, уточнив, что уже после этого, на шестой минуте, самолет снова начал снижаться. Экипаж пытался вывести самолет из пикирования с помощью боковой ручки управления, но ему это не удалось. Согласно последним зарегистрированным значениям параметров, самолет падал под углом 25 градусов, угол крена также составлял 25 градусов, вертикальная скорость снижения составляла 17 000 футов в минуту (около 86 метров в секунду).
В МАК заявили, что комиссия направила авиационным властям России донесение, в котором «по выявленным факторам опасности даны рекомендации» для проведения корректировок. Причины крушения пока не установлены, расследование продолжается, добавил МАК.
Sukhoi Superjet 100 упал в лесном массиве около деревни Большое Карасево в Подмосковье днем 12 июля. По данным МЧС, на борту были три члена экипажа — все они погибли, жертв среди населения нет. ТАСС со ссылкой на авиационные службы писал, что командиром самолета был Евгений Булавко, вместе с ним на борту находились второй пилот Максим Лукманов и стюард Владислав Харламов.
По данным оперативных служб, самолет упал во время тестового полета после планового ремонта. «Самолет принадлежит «Газпрому». Он находился на плановом ремонте. Сегодня проводился тестовый полет», — заявили ТАСС там. В авиационных службах уточнили, что самолет был выпущен в 2014 году, а в 2015-м — передан «Газпрому», «который был его единственным эксплуатантом». Самолет находился в лизинге, отметили в авиационных службах. Страховщиком самолета является «Согаз». Позже в «Газпром авиа» также подтвердили крушение самолета.
В качестве возможных причин крушения источники СМИ называли человеческий фактор, отказ двигателей и неправильную установку датчиков угла атаки, которые передают данные о градусе между положением крыла и поверхностью земли в систему управления. В частности, по информации «Известий», во время техобслуживания техник мог установить два из четырех датчиков с отклонением примерно в пять градусов, в результате недостоверные показания с датчиков угла атаки могли привести к несвоевременной активации системы защиты. В МАК 22 июля подчеркнули, что «силовые установки работали до окончания регистрации параметров».
Западное межрегиональное следственное управление на транспорте СК завело уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц (часть 3 статьи 263 УК). В Московской межрегиональной транспортной прокуратуре заявили, что ведомство вместе с Северо-Западной транспортной прокуратурой организовало проверку по факту крушения.