ЕС согласовал обновление своих «Лучших практик» для реализации ограничительных мер — их ужесточили и приблизили к принципам, которые использует Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США. В частности, ЕС изменил подход к критериям владения: теперь лицо считается владельцем, если ему принадлежит 50% и более организации
ЕС согласовал обновление своих «Лучших практик для эффективной реализации ограничительных мер» — их ужесточили и приблизили к принципам, которые использует Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США. Новые «Лучше практики» от 3 июля согласовала рабочая группа советников по международным отношениям (RELEX) при Совете Европейского союза.
«Лучшие практики Европейского союза» — это рекомендации по исполнению санкций, которыми руководствуются институты ЕС и органы входящих в него стран, в прошлый раз они обновлялись еще в 2018 году, рассказал РБК основатель бельгийской юридической фирмы YS Advisors Юрий Шумилов.
Правила предусматривают, что санкции против попавшего под ограничительные меры лица (человека или организации) распространяются на юрлица, которыми он владеет или которые он контролирует. ЕС ужесточил подход к критериям владения: теперь лицо считается владельцем, если ему принадлежит 50% или более капитала организации (таким образом, они соответствуют «правилу 50%» OFAC). Ранее «Лучшие практики ЕС» предусматривали, что владельцем считается лицо, которому принадлежит более 50%.
Кроме того, «Практики» теперь предусматривают, что доли подсанкционных лиц в организации суммируются (и по сумме определяется, находится ли она в собственности подсанкционных лиц). Например, если компания на 30% принадлежит одному лицу, которое находится под санкциями, и на 25% — другому, то она будет считаться принадлежащей подсакнционным лицам. Ранее такой принцип (аналогичен тому, который использует OFAC) в «Практиках» не был прописан.
Разъяснения Еврокомиссии носят рекомендательный характер (только суды дают официальное толкование того, как работают санкции), отмечает в разговоре с РБК Сергей Гландин из BGP Litigation. По его словам, те, кто хотели «вывести бизнес из-под возможного удара» давно сократили доли ниже этого порога. Поэтому к значительным изменениям новые правила не приведут, полагает он.
Послы стран ЕС в июне согласовали 14-й пакет антироссийских санкций. Он призван лишить Россию доступа к технологиям и доходов от продажи энергоносителей, заявила глава Еврокомиссии. Кроме того, ограничения будут направлены против «теневого флота» и «теневой банковской сети» России за рубежом.