Минюст внес в реестр иноагентов Telegram-канал «ВЧК-ОГПУ»
Минюст признал иностранным агентом Telegram-канал «ВЧК-ОГПУ» («Русский криминал»). Помимо него, в список попала правнучка летчика Валерия Чкалова Дарья Богданова
Минюст признал иностранным агентом Telegram-канал «ВЧК-ОГПУ» («Русский криминал»), следует из обновленного реестра ведомства. В качестве участников проекта ведомство указало Алишера Абдуллаева и Александра Шварева. Кроме того, в реестр попала правнучка советского летчика Валерия Чкалова Дарья Богданова. Иноагентом 12 июля Минюст также признал экс-депутата петербургского Муниципального образования «Нарвский округ» Анну Каруличеву.
Telegram-канал «ВЧК-ОГПУ», как указывает Минюст, распространял недостоверную информацию о решениях российских властей, а также формировал негативный образ Вооруженных сил России. Помимо этого, проект распространял материалы других иноагентов, указывает ведомство.
Богданова распространяла недостоверную информацию о российской власти и выступала против «спецоперации»* на Украине, утверждает Минюст. По данным ведомства, она также принимала участие в мероприятиях по сбору средств в поддержку украинской армии, а также в создании и распространении материалов иноагентов. Богданова проживает за пределами России, отмечает министерство.
Каруличева, по данным Минюста, распространяла материалы других иноагентов, а также недостоверную информацию об избирательной системе России.
На прошлой неделе, 5 июля, Минюст признал иноагентом журналистку Олесю Герасименко. Как утверждает ведомство, она распространяла недостоверную информацию, создающую негативный образ российской армии, выступала против «спецоперации» на Украине, а также участвовала в создании материалов иноагентов. Тогда же в реестр иноагентов попали журналист Сергей Ежов, юрист Григорий Вайпан, муниципальный депутат Сергей Трошин и бывший муниципальный депутат Федор Уткин.
Понятие «иностранный агент» ввели в российское законодательство в 2012 году. Изначально его применяли к некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и получающим финансирование из-за рубежа. Позднее этот статус начали применять к физическим и юрлицам, в том числе правозащитникам, активистам, журналистам, СМИ и незарегистрированным общественным объединениям. В 2022 году к критериям признания кого-либо иноагентом добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица.
С декабря 2022 года Минюст заносит иностранных агентов в единый реестр вместо четырех, которые существовали раньше.
Граждане и организации, признанные иноагентами, обязаны регулярно отчитываться перед Минюстом о своей работе и расходах, маркировать все публикации, в том числе в личных соцсетях. С 2022 года им запрещено преподавать, производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в состав избирательных комиссий.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.