Минюст признал иноагентами экс-вокалиста «Тараканов» и журналистку Курбангалееву
Минюст обновил список иноагентов и добавил в него экс-вокалиста «Тараканов» Дмитрия Спирина и бывшую ведущую «России-1» Фариду Курбангалееву (включена Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму). В реестр попали также политолог Константин Пахалюк и юрист Илья Шаблинский
Минюст обновил реестр иноагентов. 28 июня ведомство признало иноагентами шесть человек: экс-вокалиста «Тараканов» Дмитрия Спирина, бывшую ведущую «России-1» Фариду Курбангалееву (включена Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму), политолога Константина Пахалюка, юриста Илью Шаблинского, а также Александра Шуршева и Дарью Хейкинен. Полный список опубликован на сайте ведомства.
Как указывает Минюст, Спирин выступал против «спецоперации»* на Украине, а также распространял недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа России и российской армии. Кроме того, по данным ведомства, он участвовал в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными агентами и иностранными СМИ. Спирин проживает за пределами России, уточнил Минюст.
По данным Минюста, Курбангалеева «распространяла недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике». Кроме того, она выступала против «спецоперации» и распространяла материалы иностранных агентов, утверждает ведомство. Минюст также указывает, что Курбангалеева «распространяла недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа» Вооруженных сил России. В ведомстве добавили, что она является ведущей на информационной площадке, предоставляемой иностранным агентом, и проживает за пределами России.
26 июня Замоскворецкий суд Москвы заочно арестовал Курбангалееву на два месяца. Она обвиняется в публичных призывах к террористической деятельности или публичном оправдании терроризма (часть 2 статьи 205.2 УК), а также в публичном распространении фейков о российской армии (пункт «д» части 2 статьи 207.3 УК). Ранее в июне МВД объявило Курбангалееву в розыск.
На прошлой неделе, 21 июня, Минюст признал иноагентами шесть человек: пятерых граждан России и одного француза. В реестр иноагентов были включены режиссер Роман Качанов, юрист Алексей Прянишников, политтехнолог, экс-кандидат на пост главы Удмуртии Сергей Антонов, петербургский муниципальный депутат Владимир Волохонский (включен Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму) и бывший петербургский депутат Никита Кириллов, а также гражданин Франции Лоран Клод Жан-Луи Винатье, арестованный по делу об уклонении от исполнения обязанностей иноагента.
Понятие «иностранный агент» было введено в российское законодательство в 2012 году на фоне массовых протестов. Этот статус изначально давали некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из-за рубежа, но позднее его стали применять к юридическим и физическим лицам, в том числе правозащитникам, активистам, журналистам и СМИ.
В 2022 году критерии для признания иноагентом были расширены: к финансированию из-за рубежа добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица. В июле 2023 года Владимир Путин подписал закон, наделяющий Минюст правом внепланово проверять тех, кто помогает иноагентам, и штрафовать их на сумму до 300 000 рублей за невыполнение предписаний о нарушениях.
Граждане и организации, признанные иноагентами, обязаны регулярно отчитываться перед Минюстом о своей работе и расходах, маркировать все публикации, в том числе в личных соцсетях. С 2022 года им запрещено преподавать, производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в состав избирательных комиссий.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.