NYT опубликовала проект стамбульского договора между Россией и Украиной
The New York Times опубликовала проект мирного договора между Россией и Украиной, который был подготовлен во время переговоров с февраля по апрель 2022 года, однако не был подписан. Москва добивалась, чтобы Украина признала Крым частью России и сделала русский язык официальным, оба эти требования Киев выполнить отказался. Однако Украина согласилась никогда не вступать в НАТО
The New York Times опубликовала проект мирного договора между Россией и Украиной, который был подготовлен во время переговоров с февраля по апрель 2022 года, однако не был подписан. Документ был предоставлен источниками с Украины, из России и Европы, его достоверность подтвердили участники переговоров и близкие к ним люди, пишет газета.
«Некоторые аспекты этих документов уже были известны, но большая часть материалов ранее не раскрывалась», — отмечает NYT.
Газета опубликовала три документа: проект соглашений от 17 марта 2022 года на английском языке, коммюнике по итогам личных переговоров в Стамбуле от 29 марта и проект соглашений от 15 апреля (оба — на русском). Последний документ (полное называние — «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины») был отправлен президенту России Владимиру Путину. Он состоит из 17 станиц и содержит 18 статей и приложения к ним.
На переговорах Россия изначально добивалась того, чтобы Украина признала Крым частью России, пишет NYT. Однако к 15 апреля стороны согласились исключить этот вопрос из договора. Кроме того, Россия требовала, чтобы Украина признала независимость Донецкой и Луганской народных республик «в административных границах бывших Донецкой и Луганской областей», что Украина отказалась сделать.
Россия также настаивала, чтобы Украина признала русский язык официальным и в течение 30 дней с момента подписания договора сняла все ограничения на его использование, этот пункт Киев также не согласовал. Украина согласилась никогда не вступать в НАТО, однако сохранила возможность войти в Евросоюз, говорится в документе от 15 апреля.
В проекте также были обозначены ограничения численности украинской армии, количества танков, артиллерийских батарей, военных кораблей и самолетов, которые могут быть у Киева. Украина готова была пойти на ограничения, но добивалась увеличения этих лимитов, отмечает газета. NYT пишет, что американские чиновники были встревожены выдвинутыми условиями, а один высокопоставленный представитель США заявил, что речь идет об одностороннем разоружении.
Опубликованные документы «проливают свет на разногласия», которые придется преодолеть сторонам, если они снова сядут за стол переговоров, указывает NYT.
В начале марта тезисы проекта соглашения между Россией и Украиной от 15 апреля 2022 года опубликовала The Wall Street Journal. Газета сообщила, что ознакомилась с 17-страничным проектом, содержание которого подтвердили также источники, знакомые с переговорным процессом. Согласно документу, Украина должна была превратиться в «постоянно нейтральное государство, которое не участвует в военных блоках», в том числе не будет вступать в НАТО, хотя может добиваться членства в ЕС. Помимо этого, соглашение предусматривало запрет на поставки западного оружия на Украину и сокращение численности украинской армии.
Согласно проекту, Киев также должен был согласиться с тем, что Крым останется в составе России, при этом украинская сторона не стала подписывать пункт о том, что русский язык может использоваться наравне с украинским в правительстве и судах, уточнила газета. Вопрос о принадлежности территории восточной Украины должен был обсуждаться на личной встрече президентов Владимира Путина и Владимира Зеленского, которая так и не состоялась, пишет WSJ.
После этого в Кремле назвали неактуальным проект соглашения с Украиной, который был предложен весной 2022 года. «В марте 2022 года были одни условия, сегодня — другие условия и другой юридический статус тех территорий, которые стали регионами Российской Федерации», — заявил в начале марта пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Представитель Кремля подтвердил, что весной 2022 года был согласован текст соглашения, но Москва не хотела бы его публиковать.
После начала «спецоперации»* Россия и Украина провели несколько раундов переговоров: три из них прошли на территории Белоруссии, а четвертый — 29 марта 2022 года в Стамбуле. После этого переговорный процесс был заморожен. 14 мая 2022 года Путин заявил, что переговорный процесс «фактически» приостановлен «Киевом, не проявляющим заинтересованность в серьезном и конструктивном диалоге». По информации WSJ, переговоры продолжались до июня 2022 года по видеосвязи, но после этого были окончательно прекращены.
О наличии проекта договора с Украиной, который был парафирован украинской стороной, Путин рассказал в июне 2023 года на встрече с лидерами африканских стран. Он отметил, что документ носил название «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины» и состоял из 18 статей.
Путин в октябре 2023 года заявил, что если Киев хочет мирных переговоров с Москвой, то сначала должен отменить указ об их запрете. Этот документ был подписан Зеленским в октябре 2022 года после того, как Путин призвал Украину перейти к переговорам, немедленно прекратив огонь и все боевые действия, но при этом отказался обсуждать будущее Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей и в тот же день подписал договоры о включении этих территорий в состав России**.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
**Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.