Минюст признал иноагентом экс-кандидата в президенты Екатерину Дунцову
Минюст признал иноагентом экс-кандидата в президенты Екатерину Дунцову. Помимо нее, в список попали еще несколько человек, в том числе Марина Литвинович
Минюст включил в реестр иностранных агентов бывшего кандидата в президенты Екатерину Дунцову. Помимо нее, в список попали еще несколько человек, в том числе правозащитница Марина Литвинович. В реестре также оказались журналистка Мария Андреева, активист Павел Иванов, проекты SOTA (признан нежелательной организацией), Republic и «Путь домой», который организовали жены мобилизованных.
Дунцова, по версии ведомства, выступала против «спецоперации»* на Украине, а также распространяла недостоверные сведения, нацеленные на формирование негативного образа России. В сообщении Минюста говорится, что она сотрудничала с нежелательной организацией и проектом, организованным иноагентом, а также участвовала в создании и распространении материалов иноагентов. Литвинович привлекалась к административной ответственности, а также «участвовала в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными агентами», указывает ведомство.
Литвинович заявила РБК, что обжалует решение ведомства. «О признании иноагентом узнала вместе со всеми из новостей. Причина тут очевидна. Я планировала участвовать в выборах в Мосгордуму по 7 округу (Сокол, Аэропорт, Коптево). Они будут объявлены 5 июня. То есть вот прямо за 5 дней до старта кампании меня снимают с гонки. Просто объявив «иноагентом». У меня хорошая поддержка в этом округе. Я имела все шансы на победу», — сказала она.
Проект Republic Минюст включил в реестр повторно, одновременно исключив из него компанию «Чайка Белые Сады» (ранее — ООО «Москоу диджитал медиа»), издававшую Republic (были включены в реестр в 2021 году).
В предыдущий раз, 12 апреля, Минюст признал иноагентами журналистов Илью Барабанова и Асю Казанцеву. Всего в список тогда включили пять человек. Минюст указывал, что они выступали против «спецоперации», распространяли недостоверные сведения о российских властях и их политике, а также принимали участие в создании материалов иноагентов.
Понятие «иностранный агент» было введено в российское законодательство в 2012 году на фоне массовых протестов. Этот статус изначально давали некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из-за рубежа, но позднее его стали применять к юридическим и физлицам, в том числе правозащитникам, активистам, журналистам и СМИ.
В 2022 году критерии для признания иноагентом были расширены, и к финансированию из-за рубежа добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица. В июле 2023 года Владимир Путин подписал закон, наделяющий Минюст правом внепланово проверять тех, кто помогает иноагентам, и штрафовать их на сумму до 300 000 рублей за невыполнение предписаний о нарушениях.
Граждане и организации, признанные иноагентами, обязаны регулярно отчитываться перед Минюстом о своей работе и расходах, маркировать все публикации, в том числе в личных соцсетях. С 2022 года им запрещено преподавать, производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в состав избирательных комиссий.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.