К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему затопило Орск и Оренбург и как люди справляются с наводнением. Репортаж Forbes

Фото Алексея Боярского
Фото Алексея Боярского
Из-за наводнения в Оренбургской области, по сообщению властей региона на утро 10 апреля, подтоплены 12 817 жилых домов и 14 969 приусадебных участков. Эвакуировано 7703 человека. Больше всего пострадал Орск, где 5 апреля произошел прорыв дамбы на реке Урал. В старой части города подтоплено 6793 жилых дома, к 9 апреля уровень воды начал спадать, но наводнение добралось до Оренбурга. Проплыв на лодке по улицам Орска, корреспондент Forbes увидел, как живут в ушедших под воду кварталах, но главное, выстроил цепочку факторов, которые привели к бедствию

Все происходящее сейчас в Орске напоминает Зону из книги Стругацких «Пикник на обочине». Светлый, спокойный город. И вдруг на одной из улиц обнаруживаешь скопление машин, людей в рыбацких полукомбинезонах на резиновых лодках. На отдельных направлениях расставлены посты полиции. Зона начинается с кромки воды. За ней огромное озеро, из которого торчат рекламные билборды, дорожные знаки, а иногда и кончики кладбищенских крестов. И дома. 9 апреля уровень воды начал спадать, однако добраться к большинству домов все равно можно было только на лодках.

Основной портал входа в эту Зону находится на Вокзальном шоссе — тут в низине кварталы старой части Орска, пострадавшей больше всего. «На берегу» волонтеры раздают бутылки с питьевой водой, горячий чай и выпечку. «Мы живем за 150 км отсюда, — рассказывает женщина, раздающая пирожки из большого армейского котла. — Сами напекли и привезли». Немало и местных волонтеров с лодками. «Эвакуация людей уже закончилась, — объясняет парень лет 30, собирающий «на берегу» резиновую лодку. — Но кто-то не может или не хочет эвакуироваться — этим людям надо привезти воду, продукты. Вывезти животных. Мы объединились в чате — там координируем действия». Через минуту «лодочник» Виктор принимает заявку на эвакуацию собаки. Корреспондент Forbes отправляется на спасательную операцию вместе с ним.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Корову не бросим

На моторе прошли по «озеру» вдоль затопленного кладбища, потом, перепрыгнув по мели над трамвайными путями, поплыли по улице Краснознаменной между затопленных по окна первых этажей домов. Из-под воды торчат крыши автомобилей, в доме рядом с затопленной парковкой на высоком крыльце женщина готовит еду на походной плите. «Не, свою машину мы отогнали, а это машины соседнего автосервиса, — поясняет она. — Его хозяин в шоке, конечно». Она с мужем переехала в Орск из Иркутска. Снимают квартиру на втором этаже, родственников в городе нет, до второго этажа вода не дошла — вот и решили остаться, теперь вспоминают навыки жизни без электричества, которое, понятно, отключено.

 
Фото Алексея Боярского

Плывем дальше, по пути нам встречаются лодки и с другими волонтерами, и с местными жителями, спасающими оставшихся в зоне бедствия кошек и собак и свое имущество, которое не повреждено наводнением. «И детям одежду удалось забрать. И кошку», — говорит один из пострадавших. «Вчера тут корову вброд тащили — идти не хотела по воде, — рассказывает Виктор. — Хозяин сидел на лодке и ее за рога держал, а его лодку другая, с мотором, тащила. Цирковое зрелище».

«Так, собаку уже забрали, — Виктор прочитал сообщение в чате. — Миссия меняется. Сейчас вернусь и возьму груз для пункта временного размещения в церковной школе. Она здесь на холмике — получается, на острове. Когда начало заливать, туда многие побежали. И живут сейчас».

 

Местные рассказывают о мародерах. Весь город уже облетела история с ночным ограблением подтопленного магазина «Красное и Белое». «Подплывают на лодках. Бьют стекла и забираются в квартиру на первом-втором этаже. Или в частный дом, — рассказывает один из горожан. — Поэтому мы сейчас свои ружья достаем и организовываем дежурство». 

Фото Алексея Боярского

Нарушения при строительстве были известны 10 лет назад

Когда из-за паводка начал подниматься уровень воды в реке Урал, жители соседних с дамбой кварталов стали замечать под ней течи и начали писать встревоженные письма в администрацию. 3 апреля мэр Орска Василий Козупица приехал на дамбу, а потом написал в своем Telegram-канале, что угрозы затопления нет. Через два дня, 5 апреля, дамбу прорвало.

Орск затапливало всегда. И это была одна из причин, почему в XVIII веке главную уральскую крепость перенесли отсюда на место нынешнего Оренбурга — там риски подтопления разливом Яика (Урала) были куда ниже. Крупные наводнения случались в Орске в 1942 и 1957 году. В 1966 году завершилось наполнение Ириклинского водохранилища, обеспечивающего одноименную ГРЭС. Благодаря плотине стало возможным регулирование уровня прохода воды к стоящему ниже по течению Урала Орску. Небольшие подтопления прилегающих территорий, впрочем, случались регулярно. Чтобы решить проблему раз и навсегда, в 2010 году начали строительство дамбы, точнее двух — правобережной и левобережной. Высоту дамбы определили по максимальному уровню Урала за 100 лет наблюдений. На случай гипотетического превышения максимальных значений были предусмотрены участки (всего 600 м) для перелива в поля.

 

 К 2014 году строительство завершилось, общая стоимость проекта составила, по разным данным, от 910 млн рублей до 930 млн рублей. Заказчиком выступило закрывшееся в 2017 году ГУП «Облжилкомхоз», генподрядчиком — ныне существующее АО «Спецстрой-3». Его директор Сергей Комаров 8 апреля 2024 года заявил, что причиной прорыва дамбы могли стать грызуны, которые проточили в сооружении «дырочки».

«Финансирование строительства дамбы шло из трех бюджетов: федерального, регионального и городского. По закону, если использованы федеральные деньги, Росфиннадзор назначает для контроля исполнения независимую экспертизу. В 2014 году меня пригласили в качестве эксперта провести оценку соответствия выполненных работ и их стоимости по правобережной дамбе», — рассказал в интервью Forbes директор ООО «МЭКА», судебный эксперт Олег Дюкарев. По его словам, перечисление всех несоответствий в проекте заняло 17 страниц, а общая сумма необоснованного завышения цен при строительстве составила 81 млн рублей. Дамба была построена из песчано-глинистой смеси, укрепленной валунами скальных пород. «Эти огромные валуны, к примеру, укладывались техникой, а в смете подрядчик указал, что их таскали в руках — нормы оплаты для ручного труда в несколько раз выше, — вспоминает Дюкарев. — Потом в арбитражном суде тот же Комаров, что сейчас про грызунов рассказывал, говорил, будто нанимали качков-спортсменов валуны таскать».

Но были и пункты несоответствий, напрямую повлиявшие на техническое состояние будущей дамбы. И, возможно, именно они привели к нынешней трагедии. Во-первых, Дюкарев установил, что не были проведены работы по подготовке площадки в лесистой местности. Согласно проекту, подрядчик должен был вырубить деревья, выкорчевать пни, снять весь плодородный слой, чтобы укладывать материал дамбы уже на твердый грунт. Ничего из этого сделано не было. Деревья повалили бульдозерами. И прямо на них уложили дамбу. То есть в основании сразу получился условно вязкий негерметичный слой. Не был исполнен и регламент раскатывания каждого нового слоя глинистой смеси до нужного уплотнения. По словам Дюкарева, арбитражный суд тогда назначил собственную экспертизу, которая нарушений «почему-то» не выявила. «Спецстрой-3» этим экспертам даже свою технику предоставил, чтоб они могли образцы брать, внутрь залезть, — рассказывает Дюкарев. — А я, например, увидел случайно торчащую из дамбы трубу перепускного клапана. Так она оказалась б/у. По документам они установили новые трубы с усиленной гидроизоляцией, а реально — купили бывшие в употреблении. Да если бы мне экскаватор дали, думаю, много чего бы еще нашел». Возможно, и эти трубы с неизвестно как работающими клапанами тоже сыграли свою роль в разрушении и так неправильно уложенного нижнего слоя дамбы.

Фото Алексея Боярского

«Было бы очень интересно посмотреть, как обслуживалась дамба, как мониторилось и оценивалось ее состояние на протяжении этих 10 лет», — отмечает Олег Дюкарев.

Разрушение дамбы и пошло именно с основания, уложенного 10 лет назад на поваленные деревья: при повышении давления вода стала сочиться из-под дамбы. А дальше на четырех участках разломы пошли вверх — получились ворота, через которые хлынули потоки. Их попытались оперативно засыпать. «Да, так можно — даже реки так засыпают, — комментирует Дюкарев. — Но для этого должны подходить самосвалы один за другим. А дамба узкая — по ней проходит только один самосвал. Вываливает грунт, а потом бульдозер его сбрасывает в воду. В таком режиме это делать бессмысленно — как сахар в чае растворяется».     

 

Про прогноз забыли из-за выборов

В результате наводнения в Орске восстановления требуют около 6500 объектов, сообщил глава Минстроя России Ирек Файзуллин 10 апреля. В городе эвакуировано 2616 человек, в том числе 681 ребенок. В пунктах временного размещения находятся 1387 человек, в том числе 230 детей.

Вынуждены были покинуть свое жилье и большинство тех, кто живет на «сухих» этажах подтопленных домов. Отключено электричество, связь с берегом только на лодке или в резиновом полукомбинезоне. Да и само пребывание в таком доме небезопасно — есть риск обрушения подмытого строения. Многие перебрались к родственникам и друзьям. Кто-то в арендованное жилье. Для остальных были открыты пункты временного размещения (ПВР). В основном в школах. «На улице никто не остался — приняли всех, кто обратился, — рассказала Forbes Оксана Ишина, начальник ПВР в школе N17. — У нас здесь сейчас 70 человек, включая 20 детей». В классах организованы спальни для семей. В школьной столовой кормят горячим питанием, у волонтеров можно получить хлеб и одежду.

Почти все пострадавшие интересуются, где можно получить обещанную материальную помощь. Им объясняют, что оформить заявку на единовременную помощь и компенсацию утраченного имущества надо в МФЦ или на сайте Госуслуг. Единовременная помощь — 20 000 рублей на человека. За частично утраченное имущество положено 50 000 рублей, за полностью утраченное — 100 000 рублей. 

Фото Алексея Боярского

Как вспоминает Олег Дюкарев, в проект дамбы был включен пункт о заключении договора страхования ответственности перед третьими лицами в случае ее прорыва. Действительно, гражданская ответственность администрации города Орска, являющейся владельцем дамбы, была застрахована СК «СОГАЗ». Последняя подтверждает готовность осуществлять выплаты, но только если признает случай страховым после расследования произошедшего события надзорными органами. Размер возмещения в случае причинения вреда имуществу физических лиц составляет до 750 000 рублей, юридических лиц — до 1 млн рублей.

 

«Если б нас вовремя предупредили, мы бы хоть вещи успели вывезти, — жалуется Forbes один из пострадавших. — Не было никакого внятного предупреждения, оповещения. Уже в последний момент полицейские патрули начали ездить по улицам, сообщать о немедленной эвакуации. Из моего дома мы успели забрать только телевизор и микроволновку. Остальное утонуло. Другие вообще ничего взять не успели». Его сосед согласно кивает головой. Многие уверены, что городская администрация о плачевном состоянии дамбы точно знала заранее, но до последнего момента не говорила о возможной опасности, надеясь непонятно на что.

По словам эксперта, пожелавшего остаться неназванным, технические специалисты, а соответственно, и власти понимали, что после определенного уровня воды, то есть давления на основание дамбы, она может начать разрушаться. Ситуация чем-то напоминает зимние аварии систем отопления Подольска и других городов, которые из-за износа не выдержали необходимые в мороз максимальные нагрузки. «Учитывая это, неформально уровень воды всегда регулировался заслонкой плотины на Ириклинском водохранилище, — поясняет эксперт. — Сейчас водохранилище «неожиданно» переполнилось выше регламентированного уровня, ну там задвижку и открыли. Не помню в каком году, но аналогичная ситуация уже была. Тогда в управлении шлюзов директор отказался затапливать Орск и под свою ответственность поднял водохранилище на 1,8 м выше критической отметки. Потому что прочность его плотины рассчитана с огромным запасом. Сейчас такого человека не нашлось». Эксперт замечает, что при скоординированных действиях готовить водохранилище к весне нужно было еще в январе — феврале, предусмотрительно спуская уровень воды. Хоть поверх льда, хоть со взломом льда. «Прогноз по объему водохранилища должен выдаваться минимум за 20 дней до предполагаемого паводка, чтобы рассчитать объем сбрасываемых вод, — комментирует он. — Вроде бы прогноз дали и в этом году, но на фоне суеты вокруг выборов чиновникам было не до него».

Как сообщили в пресс-центре региона, прибывший 10 апреля в Орск глава Минстроя Ирек Файзуллин поддержал намерение губернатора Оренбургской области Дениса Паслера построить новую дамбу. В пресс-релизе говорится: «Сооружение должно быть совершенно другого уровня мощности — чтобы противостоять такой большой воде, как пришла в Орск весной 2024 года. Должны быть соответствующие размеры дамбы, материалы для ее строительства и инженерные решения». Видимо, забыли, что и разрушившаяся сейчас дамба согласно проекту должна была такую воду выдержать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+