К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Роботы для хикикомори: как власти и бизнес борются с эпидемией одиночества в Японии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Среди развитых стран в Японии самый низкий рейтинг социального капитала и достаточно мало психологов и психотерапевтов на душу населения. При этом здесь очень низкий уровень психических заболеваний, но радоваться этому не стоит, ведь в Японии просто не принято признаваться в психологических проблемах — человек, обращающийся за помощью, может оказаться парией. Параллельно падает рождаемость, число самоубийств растет, а проблема одиночества среди японцев стала отражаться на их физическом здоровье и работоспособности. Рассказываем, почему именно в Японии появился феномен хикикомори (затворничества), из-за чего здесь так много одиноких людей и что по этому поводу предпринимают власти и бизнес

Одиночество по-японски

Несмотря на высокую плотность населения, разрастание крупных городов и общинную культуру Японии, одиночество становится все более распространенным явлением. По последним опросам правительственных служб, около 40% японцев в разных демографических группах отмечают, что чувствуют себя в изоляции и не знают, к кому обращаться, если у них возникают трудности. Индекс процветания, который учитывает и оценивает социальное и экономическое благосостояние во всем мире, ставит Японию на 16 место в числе самых процветающих стран мира. При этом по рейтингу социального капитала, который также оценивает «силу личных и профессиональных отношений», Япония заняла 132-е место из 167 стран, и последнее место среди стран «Большой семерки». Это не лучшим образом характеризует качество межличностных отношений в Японии. 

Ухудшения социальной структуры общества в связи с экономическим давлением, урбанизацией и угасанием традиционных привычек в первую очередь отражается на самоощущении японцев, которым не к кому обратиться, так как в обществе главным является принцип «самопомощи», и только в отдельных случаях рассматривается помощь государства. Обращение к друзьям, родным или профильным НКО из-за проблем, которые человек не способен решить собственными силами, в Японии расценивается как причинение ущерба другому человеку. Это, разумеется, усугубляет проблему одиночества и отчужденности в стране. 

Рост стоимости жизни и необходимость переезжать в крупные города с быстрым темпом жизни, подрывают традиционную трехпоколенную структуру японских домохозяйств и общество коллективизма, где связь между людьми была необходима для выживания. Сейчас Япония смогла построить систему, где все необходимое для жизни можно получить вообще не встречаясь с другими людьми — для этого достаточно получать хотя бы минимальный доход и иметь возможность выходить в онлайн. Это тоже способствует самоизоляции японцев.

 
The Globals — telegram-канал о релокации
Канал о людях, которые строят бизнес и жизнь по всему миру
Подписаться

Затворник в горной хижине и бетонном офисе

Культура Дальнего Востока богата примерами созданных в рамках добровольной изоляции произведений китайских и японских отшельников раннего периода. В Японии культура отшельничества также значительно повлияла на литературный канон, а образ «затворника в горной хижине» часто воспевался в поэзии, сами поэты и писатели, работавшие при дворе, стремились хотя бы периодически проводить время в уединении среди гор.

Ведущий научный сотрудник Центра «Государство и религия в Азии» Елена Лепихова отмечает, что буддисты также уходили в скитание и потом возвращались к исполнению своих обязанностей в монастыре. «Подобное уединение  воспринималось как некая форма духовного освобождения. Практиковали это не только аристократы, которые рассматривали уединение как своего рода «духовные санатории», но и монахи, которые оставляли свои монастыри и уединялись в горном скиту, — говорит эксперт. — Это явление прежде всего подразумевало практику для духовного очищения, достижения каких-либо духовных заслуг, а в идеале — связь с высшими силами». Те монахи, которые решали остаться странствующими, также были широко известны как ямабуси или «спящие в горах», практики которых положили начало развития школ ведения боя ниндзюцу и кланов ниндзя. 

 

Лепехова отмечает, что в нескольких буддийских сутрах (утверждениях философского характера) также прописывалось, что такого рода отшельничество не просто улучшает жизнь отдельно взятого индивида, а ведет к благу общества и страны в целом. Парадоксальным образом, попытки самовольно изолироваться преследовались действовавшей властью. «Японские власти в период Нара (VII-VIII век) пытались бороться с подобного рода стихийными попытками уединения в горах, особенно, с самопровозглашенными монахами. Для этого существовали вполне конкретные экономические и социальные причины — монахи не платили налоги и уклонялись от воинской повинности», — говорит эксперт.

В современной Японии одиночество — это не столько индивидуальный духовный выбор, сколько результат действия взаимосвязанных социальных, экономических и культурных факторов. Специфическая корпоративная культура, переработки, необходимость посвящать свободное время встречам с коллегами в ресторанах и барах, вредят балансу между работой и личной жизнью многих японцев. В уверенности, что лояльность компании будет важнее личной жизни, японцы оставляют мало времени для поддержания социальных связей с кем-то кроме коллег, которые редко становятся друзьями за пределами рабочего пространства, так как сферы личного и рабочего принято разграничивать. 

В то же время, недостаточная экономическая отдача от работы и внешняя экономическая нестабильность влияют на самовосприятие японских мужчины, которые исторически были добытчиками, и от них ожидали полного обеспечения семьи и домохозяйства. Представители «потерянного поколения», которым сейчас далеко за 40 лет, столкнувшись на моменте выпуска из университета с финансовым кризисом и длительной стагнацией, потом еще и стали жертвами сократившегося количества вакансий начального уровня в корпорациях. Оказавшись без возможности построить стабильную карьеру, многие мужчины отказались заводить отношения и оказались в изоляции.

 

С другой стороны, попытки правительства поддержать японские семьи и создать комфортную среду для адекватного социального взаимодействия не всегда положительно воспринимаются обществом. Социальный психолог Сёдзо Сибуя в 2007 году ввел в употребление новый термин «фурари-ман» или «слоняющийся/блуждающий человек» — термин описывает офисных служащих, которые после окончания рабочего дня уходят из офиса и слоняются по ресторанам и развлекательным заведениям,  чтобы подольше не возвращаться домой, где им «нет места». С апреля 2019 года в силу вступил Закон о реформе стиля работы, который сократил сверхурочную работу и регламентировал внерабочие мероприятия, что по задумке автора законопроекта должно было дать работникам больше времени для общения с семьей. На практике оказалось, что в кругу семьи мужчины тяготились от безделья или, наоборот, страдали от необходимости помогать по дому. «Днем я получаю саркастические замечания от своего босса, а вечером моя жизнь вращается вокруг моих детей. Я хочу побыть немного наедине с собой», — так отзывался об изменениях в жизни в связи с правительственной инициативой один из фурариманов.

Специфические семейные отношения японцев также отражаются и на интимной сфере. Согласно опросу Японской ассоциации планирования семьи 48% супружеских пар «асексуальны» — то есть у них не было половых контактов в течение месяца или более. Среди наиболее распространенных причин отсутствия сексуальной близости в браке мужчины отмечают что «партнерша не реагирует на ухаживания» и «у меня нет на это времени», а женщины — что «это слишком хлопотно».

Параллельно японские женщины перестали рассчитывать только на мужчин и стали активно включаться в экономику страны, что в свою очередь поддерживало государство. В 2012 году кабинет Синдзо Абе представил экономическую политику, которая делала ставку на женщин, позднее она стала известной как «Вуменомика» (Womenomics).

Фокус внимания молодых японцев и японок сместился с семьи на реализацию себя на рабочем месте. По прогнозам Национального института демографических исследований и социального обеспечения, к 2040 году домохозяйства из одного человека в Японии составят почти 40% от всех типов. 

Японская семья под влиянием урбанизации и стремления молодежи переехать в крупные города, также ушла от традиционной модели, в которую были включены представители нескольких поколений. Традиционные семейные структуры, в которых пожилые родители остаются в семейном доме, меняются, и все большее число пожилых людей теперь живут одни. 

 

Пожилые люди, у которых никогда не было детей, или которые потеряли с ними связь, или чья семья просто переехала в отдаленные районы Японии, в старости все чаще оказываются изолированными и не могут получать надлежащий уход. Родители уехавших детей остаются доживать в своих домах в одиночестве и изоляции, что повлияло на увеличение случаев  «одинокой смерти», когда человек уходит из жизни, не получив заботы, и остается умирать на протяжении длительного времени. 

По данным Фонда фундаментальных исследований Ниссей, ежегодно количество таких смертей составляет около 30 000. Случаи одинокой смерти нередки и в крупных городах — согласно данным, опубликованным Токийской городской службой медицинской экспертизы, в Токио в 2020 году было зафиксировано 2211 таких печальных случаев.

Влияние COVID-19 и политические меры 

Одиночество и изоляция стали еще более серьезной социальной проблемой из-за последствий продолжительной пандемии коронавируса. В 2020 году Кабинет министров Японии провел исследование, которое зафиксировало увеличение числа самоубийств в связи с нарастающей проблемой одиночества. Сильнее всего эта трагическая тенденция затронула женщин — в 2020 году было зафиксировано 7026 случаев самоубийств, что на 935 больше, чем в предыдущем году. 

Впервые за 11 лет в Японии был зафиксирован рост числа самоубийств после нескольких лет снижения, которого с трудом добились при помощи различных общественных кампаний. В 2016 году, после принятия поправок к Основному закону о мерах по противодействию самоубийству, организация The Nippon Foundation запустила проект по предотвращению самоубийств и оказанию всесторонней поддержки людям, склонным к суицидальным мыслям. Кроме того власти стремились повышать осведомленность общественности о проблеме самоубийств.

 

В попытке уменьшить все большее распространение одиночества, социальную изоляцию и число суицидов, бывший премьер-министр Ёсихидэ Суга в 2021 году учредил должность министра по борьбе с одиночеством Японии и назначил на нее Тэцуси Сакамото, который активно посещал международные форумы по теме одиночества и давал комментарии СМИ.

Когда его спрашивают, зачем вообще бороться с одиночеством в Японии и по всему миру, Сакамото часто обращает внимание и на физическое и психологическое здоровье, и на проблему отсутствия социальных связей у молодого поколения и людей старшего возраста. «В прошлом между людьми были отношения. Сейчас человеческие контакты постепенно сокращаются. Каждый стал жить сам по себе. Ослабли связи между людьми. Необходимо помогать гражданам строить отношения. И здесь на помощь могут прийти, во-первых, некоммерческие организации. Считаю, что деятельность НКО на этом направлении следует активизировать», — сказал Сакамото в интервью «Российской газете».

Нынешний премьер-министр Фумио Кисида в конце 2021 года создал новую рабочую группу для решения проблем одиночества и изоляции. Группа разработала систему круглосуточных «горячих линий», организовала информационные проекты (самый известный — «Ты не один») в партнерстве с профильными НКО и начала вести активную просветительскую деятельность. В рамках проекта известные актеры, музыканты, телеведущие и спортсмены снялись в социальной рекламе, которая появлялась по центральному телевидению и в метро. А в онлайн-ток-шоу «Кафе «Ты не один» представители правительства вместе с министром по борьбе с одиночеством интервьюируют различных гостей, которые рассказывают о своем опыте одиночества, и о том, как они с ним боролись. Отдельно был запущен сервис для несовершеннолетних, который представляет собой чат-бот, общающийся с пользователями на основные тревожащие их темы.

Уже 1 апреля этого года вступит в силу принятый обеими палатами парламента Японии «Закон о продвижении политики в отношении одиночества и изоляции», который предусматривает создание рабочей группы во главе с премьер-министром для реализации сотрудничества с местными органами власти в борьбе с социальной изоляцией и одиночеством, и предполагает усилить все предыдущие меры.

 

Миллион хикикомори и стигматизация психотерапии

Все инициативы правительства Японии, однако, обходят стороной проблемы стигматизации темы психического здоровья в Японии и невостребованности среди японцев психологов и психотерапевтов. В 2022 году в Японии 1173 человека получили сертификат клинических психологов, что меньше, чем в предыдущем году — 1179. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Японии самое низкое количество специалистов психологической службы в расчете на 100 000 человек среди всех развитых стран. В Японии на 100 000 человек приходится три специалиста, тогда как в США — 29, в Канаде — 48, Австралии — 103, а в Германии — 49 человек. Ежегодно в Японии регистрируется низкий уровень психических заболеваний, который связывают с культурными факторами, препятствующими обращению за помощью при ментальных проблемах. Групповая сплоченность и стремление японцев не выделяться среди группы своего общения привела к тому, что скрывать и терпеть проблемы, в том числе и психологического характера, считается скорее добродетелью, поэтому решать психологические сложности японцы предпочитают без чьей либо помощи.

Кандидат психологических наук, доцент университета Тохоку Александр Раевский уверен, что нехватка квалифицированных специалистов и восприятие психических заболеваний как признака слабости, влияет на уровень одиночества. «В Японии наименьшее среди всех стран мира число психологов и психотерапевтов на душу населения, и на количество больных и нуждающихся в такого типа поддержке. Неудивительно, что в такой среде легко скатиться в одиночество», — считает эксперт.

В массовой культуре Японии самой яркой репрезентацией темы ментальных проблем до сих пор остается популярный во всем мире аниме-сериал 1995 года «Евангелион», который исследует темы детских травм, депрессии и одиночества. В нем речь идет о подростках, которые должны пилотировать гигантских роботов для защиты Земли, но одновременно с этим борются с чувством изоляции, безнадежности и низкой самооценкой. 

Кроме этого Япония подарила миру сформулированное психологом Тамаки Саито понятие хикикомори — так называется состояние длительного избегания социальных контактов (от шести месяцев). Такой тип поведения, свидетельствующего о серьезном расстройстве адаптации личности, по данным правительственного опроса 2023 года, демонстрирует 1,5 млн трудоспособных граждан.

 

«Поскольку я работаю в университете, то я часто сталкиваюсь с такими молодыми людьми, — комментирует Александр Раевский. — У нас в лаборатории это не редкий случай — ежегодно один-два человека перестают ходить на занятия, и все понимают, что у них сложный период жизни. Важно, что это не зависит, например, от их внешности или даже уровня социализации. Один студент, который был достаточно общительным, популярным и внешне привлекательным, пропал также внезапно, как и его менее заметный одногруппник».

Несмотря на активные попытки правительства переломить ситуацию, по данным на 2022 год в Японии только 6% людей прибегали к психологическому консультированию на фоне проблем с психическим здоровьем, в то время как в Европе и США этот показатель составляет 52%. В японской культуре психические заболевания часто воспринимаются как признак слабости, а люди с неврологическими расстройствами могут восприниматься как лишенные силы воли, а не как страдающие диагностированным заболеванием. В японском языке для психологического или психического заболевания используется слово «кокоро но бё:ки» или «болезнь души». Такое отклонение от нормы воспринимается как непреодолимый барьер для восприятия человека полноправным членом общества.

«Проблема 80/50»

Заявленный не так давно премьер-министром Ёсихидэ Суга образ японского общества основан на «самопомощи, взаимопомощи и общественной помощи», с особым акцентом на «самопомощи».

Однако в последние годы все больше усиливается так называемая «проблема 80/50», когда родители в возрасте 80 лет впадают в нищету, заботясь о замкнутых детях-хикикомори, которым сейчас уже за 50. Долгое время хикикомори представлялись как молодые люди, которые в течение нескольких месяцев демонстрировали избегающее поведение — отказывались выходить из дома, на работу или в школу, ни с кем не общались. Вся жизнь таких людей проходила в его собственной комнате, а социальное обеспечение ложилось на плечи родственников. Но постепенно эти люди взрослели, а ситуация не менялась. 

 

Чем дольше хикикомори остаются в стороне от общества, тем больше растет глубина их социального отчуждения, а перспектива покинуть дом становится все более пугающей. Феномен хикикомори стал очевидным в начале XXI века, но отдельные признаки такой тенденции в японском обществе начали возникать в период формирования постиндустриального общества, когда социологи фиксировали случаи самоизоляции работников и отказа от школы у детей.

Сейчас многим из затворников, которых в Японии насчитывают около 1,5 млн, уже больше 50 лет, сама проблема постепенно превращается в «проблему 90/60», когда пожилые родители полностью обеспечивают своих взрослых детей, параллельно пытаясь накопить средства на время, когда они уйдут из жизни или не смогут продолжать это делать.

Несмотря на то, что процесс ухода от общества среди молодежи продолжается, основное внимание и беспокойство правительства приковано к старшему поколению затворников, среди которых каждый третий финансово зависит от своих родителей, а значит после смерти опекунов забота о хикикомори ляжет на государственные службы.

Усугубляет проблему системная слабость японской системы социальной поддержки, которая не позволяет помощи дойти до тех, кто в ней больше всего нуждается. При столкновении с хикикомори государственные и частные организации юридически практически ничего не могут сделать, если нет запроса от самих затворников и их родителей. Программы поддержки подразумевают активную деятельность в средствах массовой информации, в муниципальных центрах государственных услуг, банках и других местах. В случае с затворниками, которые не контактируют с внешним миром, данная система не работает напрямую — только через родственников и опекунов. Если у хикикомори что-то случается, то до соответствующих структур эта информация не доходит. Они также не могут вскрыть и проникнуть в помещение, или отвезти человека в больницу, если он сам не вызывал врачей.

 

«Не продашь и не купишь друзей»

Эпидемия одиночества в Японии привела к возникновению и росту популярности сервисов, которые предлагают фальшивых подруг, парней и даже членов семьи в аренду за фиксированную сумму. Эта услуга позволяет клиенту нанимать оплачиваемого актера в качестве заместителя члена семьи на разные случаи жизни или для того, чтобы с помощью оплаченных профессионалов учиться общаться с другими людьми. 

Средняя цена за аренду квази-родственника или «друга» составляет около 20 000-30 000 йен ($140-$300) за несколько часов. 

Услуга пользуется спросом среди японцев, которым не с кем поделиться проблемами или потренироваться адекватно себя вести перед запланированной встречей с каким-то «реальным» человеком, которому за общение с ним не заплатили. Сервис Family romance рассказывает об одной из своих клиенток, которая боялась рассказать семье о незапланированной беременности и мыслях об аборте, поэтому наняла в компании актрису, которая выступила в роли ее матери, чтобы можно было обсудить с ней эту непростую ситуацию. 

Александр Раевский также обратил внимание, что японский бизнес очень быстро реагирует на запросы и тенденции в обществе, предлагая товары и услуги для самых широких групп населения. «В Японии долгое время все было сделано для того, чтобы даже если человек одинок, он не выпадал из жизни и не ограничивал себя лишний раз, — отметил он. — Один из самых классических примеров — рестораны с местами на одного человека, за которые провожают людей, не задавая лишних вопросов». 

 

Другой пример — бьющий рекорды по популярности рамен-бар Ichiran, вокруг которого всегда очереди. Каждое посадочное место в ресторане изолировано от других клиентов. Все заказы оформляются через заполнение и отправку специальной формы, в которой можно подробно указать любимые ингредиенты, насыщенность бульона, твердость лапши. Официант же подает заказ через ширму, даже не показывая лица, что сводит необходимость социального взаимодействия к абсолютному минимуму. Можно было бы отметить, что некоторое вынужденное взаимодействие происходит в тех самых очередях, но вероятно, они расцениваются как временное и необходимое «зло». 

Караоке-залы тоже являются одними из наиболее распространенных мест для развлечений одиночек. В большинстве крупных сетей караоке появилась возможность арендовать кабинку на одного человека и это не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Компания 1 kara стала одной из первых, предложив клиентам возможность отдохнуть в одиночестве и записать свое пение. 

Пока одни компании помогают одиноким людям не выпадать из жизни и спокойно ходить в рестораны и караоке (или наживаются на них), другие пытаются как-то повлиять на эпидемию одиночества, например, подталкивая людей к социализации. Появляются проекты, меняющие городское пространство таким образом, чтобы оно способствовало и стимулировало к взаимодействию единомышленников и приводило к формированию различных сообществ.

В 2012 году Агентство городского возрождения и компания Muji запустили совместный «Проект реконструкции жилого комплекса MUJI x UR», который к концу января 2025 года должен распространиться по всей стране от Хоккайдо до Кюсю. В основе проекта — желание бренда Muji, известного своей минималистичной канцелярией, заняться модернизацией старых типовых застроек в спальных районах Японии, которые в последнее время опустели или используются как дешевое социальное жилье. Так называемые «данти», по идеи авторов проекта, должны стать центром притяжения молодежи, которые разделяют ценности компании, и решить проблему социальной изоляции местных жителей. 

 

В уже реализованных проектах часть помещений переделали в детские площадки и спортивные комплексы, а также в общественные пространства, на которых можно проводить мастер-классы для местных жителей; или рынки выходного дня, к организации которых привлекают студентов колледжей и сотрудников Muji.

Эмоциональные роботы на основе ИИ и чат GPT

Оставаясь высокотехнологичной страной, Япония начала активно внедрять роботов, VR технологии и искусственный интеллект для работы с одиночеством. На японском рынке уже давно можно увидеть роботов-питомцев, таких как Aibo от компании Sony, или гуманоида Pepper от SoftBank. В настоящее время появляются новые стартапы, выпускающие роботов-компаньонов, которые работают на основе технологий искусственного интеллекта. 

Компания Ory Lab с 2009 года разрабатывает мобильного робота OriHime, оснащенного встроенной камерой, микрофоном и динамиком, которыми можно управлять дистанционно через приложение на смартфоне. Разработчики андроида  предлагают использовать его как для общения дома, так и в качестве своеобразного аватара — отправлять, например, в школу или на работу, если сам человек не может там быть по физиологическим или психологическим причинам, чтобы не терять возможности социально взаимодействовать и вносить свой вклад в жизнь общества.

Робот OriHime (Фото Tomohiro Ohsumi·Getty Images)

Перед Олимпиадой 2020 года в Токио открылось первое кафе DAWN | Avatar Robot Cafe, где вместо официантов заказы разносят роботы OriHime под управлением парализованных людей. По замыслу создателей, успешный опыт привлечения людей с ограниченными возможностями в социальную жизнь через работу и возможность общения с помощью камер и микрофонов, дает новые возможности и для работы с хикикомори.

 

Технологии искусственного интеллекта и решения на основе ChatGPT становятся основой нового поколения цифровых продуктов для укрепления психического здоровья и борьбы с одиночеством. Концептуально для Японии подобные решения не новы, так как начиная с 2000-х годов на рынке были популярны симуляторы свиданий и приложения с виртуальными компаньонами. Игра, а затем и приложение LovePlus, где пользователи должны были понравиться трем женским виртуальным персонажам, стало известно по всей Японии и за ее пределами из-за большой базы фанатов, которые скупали мерч компании в промышленных количествах, а некоторые даже серьезно поднимали вопрос о возможности узаконивания отношений с виртуальным персонажем. 

Практически все современные технологии для решения психологических проблем работают на основе ИИ. Разработчики приложения SELF заявляют, что «честные ответы на вопросы чат-бота приведут к эмоциональному исцелению» и психологической разгрузке. Психологическая помощь оказывается через общение с чат-ботами, которые встроены в разных персонажей, от кошки до развязной владелицы бара в районе Синдзюку, или молодых привлекательных людей, с которыми пользователь может потренировать свои коммуникативные навыки. Правда, для бесплатного общения доступен только базовый персонаж робота, все остальные опции предполагают оплату и подписку. Разработчики также делают фокус на возможности увидеть изменения в физическом состоянии и эмоциях пользователя через журнал разговоров с роботом, который в дальнейшем можно использовать в рамках работы со специалистом.

Один из крупнейших проектов emol тоже считывает эмоции и позволяет пользователям общаться с умным ботом. В основе проекта — когнитивно-поведенческая терапия, которая фокусируется на поведении и анализирует его, а затем рассматривает и реализует соответствующие действия для решения проблемы. Задача приложения — помочь людям справиться с эмоциями, доверив свои проблемы ИИ в непринужденной манере, так как он функционирует аналогично консультанту или врачу. 

В то же время использование новых технологий в области борьбы с одиночеством могут дать и обратный эффект, когда виртуальные миры становятся местом для бегства от действительности — способствуют эскапизму. Исследования показывают, что социальные роботы вызывают чрезмерную зависимость и рискуют подорвать способность к выстраиванию реальной коммуникации и близости с живыми людьми. 

 

Александр Раевский также добавляет, что японцы и до появления новых технологий были склонны уходить от реальности и переноситься в фэнтезийные миры аниме и манги. «Раньше была проблема отаку, фанатов аниме, некоторые из которых  даже мечтали жениться на двухмерном персонаже. Сейчас процент именно отаку сократился, и это уже не такой массовый феномен, но теперь появились более интерактивные альтернативы в виде игр и чат-ботов», — комментирует эксперт.

Высокая распространенность одиночества и социальной изоляции в Японии — это цена, которую платит общество за индивидуальную ответственность человека перед другими и перед обществом в целом. Массовое признание проблемы эмоционального и социального одиночества как эпидемии, а не личного недостатка, и стремление справиться с ней коллективно, могло бы изменить ситуацию, но пока у общества есть запрос на решение точечных проблем, а не на изменение ситуации в целом. «В Японии все уже к этому привыкли, и все работает на это, — считает Александр Раевский. — Поэтому сейчас вдруг разворачиваться и идти в другом направлении, начиная активно общаться и социализироваться, навряд ли начнут. В Японии, скорее всего, ничего не поменяется». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+