Почему Япония выпала из тройки сильнейших экономик и как собирается это исправлять
Снижение ВВП и рецессия
В середине февраля Кабинет министров Японии опубликовал данные о ВВП, по результатам которых японская экономика опустилась на четвертое место в мире, уступив Германии, чья экономическая ситуация при этом не показывает внушительный рост, а население составляет примерно две трети населения Японии.
Падение показателей составило 0,1% за IV квартал 2023 года по отношению к III кварталу (в III квартале экономика сократилась на 0,8% по сравнению с II). В годовом исчислении японский ВВП в IV квартале 2023-го сократился на 0,4%.
Показатель номинального ВВП Германии, которой Япония уступила третье место, на конец 2023 года составил $4,46 трлн, в то время как у Японии он — 591 трлн йен ($4,21 трлн).
Снижение данных на протяжении двух кварталов подряд означает, что экономика Японии технически находится в состоянии рецессии, что на фоне стремительного сокращения разрыва между развитыми и развивающимися странами может дать возможность Индии обогнать Японию по номинальному ВВП в ближайшие несколько лет.
«На данный момент рецессия длится полгода, что создает риск для Японии повторить ситуацию 2010 года, когда экономического гиганта по объему ВВП обогнал Китай, сместив на позицию третьей экономики мира по объему ВВП», — поясняет Forbes доцент факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова Яна Мищенко. По ее словам, это ставит Японию в сложную ситуацию: с одной стороны, страна сохраняет амбиции одного из лидеров глобальной экономики, с другой — ее опережает «даже не Евросоюз в полном составе, а одна Германия». Мищенко напоминает, что в 2010 году Китай опередил Японию, будучи развивающейся экономикой, для которой нормально показывать более высокие темпы экономического и промышленного роста. «Сейчас же Японию опережает Германия — страна уже давно так же экономически развита, как Япония. — говорит эксперт. — Вот здесь Японии есть над чем задуматься и задаться вопросом о недостаточной экономической эффективности».
Слабый внутренний спрос и слабая иена
В послевоенные годы Япония быстро набирала темпы роста, что позволило в 1968 году по валовому национальному продукту (ВНП) обогнать бывшую Западную Германию и на долгие годы занять место лидера, уступая только Соединенным Штатам. В 2010 году, после финансового кризиса на фоне краха Lehman Brothers, Япония уступила Китаю и спустилась на третье место. В течение последних нескольких лет номинальный ВВП страны колебался около уровня в 550 трлн иен, но на фоне колебаний обменного курса и снижающегося курса японской йены по отношению к доллару (около 150 иен за доллар) рейтинг номинального ВВП позволил Германии занять третье место.
«Иена ослабла к доллару и со стороны Банка Японии сохраняется курс на неизменение кредитной ставки, — отмечает заместитель директора по научной деятельности ИСАА МГУ Андрей Фесюн. — Однако до этого правительство провело корпоративные реформы, которые увеличили налоговые отчисления крупных компаний, что очень стимулировало деловую активность. Мы также можем наблюдать рост цен акций, хотя некоторые аналитики видят в нем надвигающуюся опасность повторения ситуации схлопывания пузыря. На это можно возразить, что в 1980-х рост стоимости акций не поддерживался адекватной прибылью. На нынешнем этапе мы видим обратную картину».
Однако экономика страны демонстрирует сейчас довольно тревожные показатели. Японский банк au Jibun Bank отмечает в своем заявлении, что зафиксировал сильнейшее снижение объемов внутреннего производства с августа 2020 года на фоне ухудшении условий спроса как на внутреннем, так и на международном рынках. По последним данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, объем промышленного производства страны в январе 2024 года снизился на 7,5% по сравнению с декабрем 2023-го.
Сокращение населения и низкие зарплаты
Продолжающиеся сокращение и старение населения на протяжении многих лет способствует снижению конкурентоспособности Японии на мировом рынке. Число детей, рожденных в Японии, падает восьмой год подряд. В 2023 году на свет появилось на 5,1% детей меньше, чем в прошлом году (758 631 человек).
Многие отрасли уже сейчас столкнулись с острой нехваткой кадров, как в креативных индустриях, так и в сфере услуг. Согласно новому исследованию, проведенному агентством Morgan McKinley в рамках формирования «Руководства по заработной плате на 2024 год», главной сложностью 2024 года 25% HR-менеджеров назвали нехватку квалифицированных кандидатов, которых просто нет на рынке труда.
При этом, по данным, опубликованным Банком Японии, уровень безработицы в декабре 2023-го упал до одиннадцатимесячного минимума — 2,4%, а условия ведения бизнеса во всех отраслях и на всех предприятиях были самыми благоприятными с IV квартала 2018 года.
Старший научный сотрудник Центра японских исследований, Института Китая и Современной Азии РАН Константин Корнеев отмечает, что Япония до сих пор не хочет открываться для мигрантов. Это связано и с определенными традициями, и с культурой, так как Япония — изначально практически мононациональная страна, в которой доля представителей титульной нации составляет 98%. «Требуется определенная социальная привычка выстраивать отношения и уметь жить с людьми, представляющими другие культуры, — говорит он. — Не то чтобы японцы этого не умеют, но в больших масштабах это определенная перестройка сознания. Ту же низкоквалифицированную рабочую силу нужно встраивать так или иначе в социум, что тоже влечет за собой определенные затраты для японской экономики».
Более значимым фактором снижения японской экономики стал слабый платежеспособный спрос населения. В IV квартале частное потребление сократилось на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом при медианной оценке роста в 0,1%.
Проблема спроса отчасти связана с ростом цен на продукты питания, топливо и другие товары, так как Япония завозит из-за рубежа 94% топливных потребностей и 63% продуктов питания, что в сложившейся ситуации ведет к значительному подорожанию стоимости жизни. Кроме того, Япония в последнее время неоднократно оказывалась во власти стихийных бедствий — в этом январе на нее обрушились землетрясения, — а на фоне таких событий люди, как правило, перераспределяют и сокращают свои расходы.
Также за последние несколько лет увеличился разрыв Японии с другими развитыми странами по уровню зарплат. Среди развитых стран уровень заработной платы в Японии сейчас самый низкий, а ослабление иены делает его еще ниже. За последние 30 лет номинальная заработная плата в Японии практически не изменилась, в то время как развитые страны, включая Германию, увеличили их более чем вдвое.
«На протяжении 30 лет зарплата в Японии не повышается, а профсоюзы, в отличие от прежней своей активной деятельности, практически не выводят людей ни на какие протестные мероприятия, — говорит Фесюн. — Поэтому покупательная способность, по сравнению с тем же Китаем, где зарплаты растут, значительно снижается».
Банк Японии и базовая инфляция
На фоне изменений ситуации на международных рынках глобальная инфляция затронула потребительские цены на все товары, за исключением свежих продуктов питания, производство которых во многом обеспечивается внутренними ресурсами страны. С весны 2022 года инфляция в Японии продолжает превышать целевой показатель Банка Японии в 2% (3,6% в январе и 3,3% в феврале 2023-го).
В отличие от других центральных банков мира Банк Японии с января 2016 года стойко придерживался режима отрицательных ставок и смягчения денежно-кредитной политики, а инфляцию рассматривал как фактор, который должен формироваться внутренним спросом, который, в свою очередь, необходимо стимулировать повышением заработной платы со стороны компаний.
Часть участников рынка ожидают, что Банк Японии отойдет от режима отрицательных ставок уже весной, как только станет понятна позиция крупных корпораций относительно повышения зарплат, которое позволит увеличить покупательную способность населения. Опрошенные Bloomberg аналитики считают, что это с высокой степенью вероятности может произойти в апреле или даже в марте этого года.
Константин Корнеев напомнил также, что за последние годы в Японии сформировалось отрицательное сальдо торгового баланса, так как страна закупает теперь больше продукции за рубежом, чем экспортирует сама. «Этот показатель не учитывает экспорт от зарубежных японских производителей, размещенных за рубежом, в третьих странах, поэтому мы говорим о производстве внутри страны и ведении внешнеэкономической статистики, — отметил он. — Страна стала закупать больше по причинам геополитической напряженности, усложнения и удорожания логистических маршрутов, роста стоимости фрахтов и другого, что сильно влияет на японскую экономику. Увеличившиеся расходы закладываются в стоимость товара, что делает менее конкурентоспособным в сравнении с, например, китайским».
Международная роль Японии
Изменение в японской экономике вызывают вопросы о потенциальном снижении влияния Японии на международном уровне. Япония, как активный участник Международного валютного фонда и Всемирного банка, использовала свою экономическую мощь для усиления влияния в международном сообществе.
В современных реалиях ближайшими соседями Японии являются Россия, КНДР и КНР — страны, как говорится, в так называемой синей книге Японии о международных отношениях, с собственными геополитическими интересами, которые не всегда совпадают с позицией Японии. Поэтому ей приходится переоткрывать для себя форматы взаимодействия и укреплять отношения с ключевыми экономическими партнерами.
Как отмечает Корнеев, Япония длительное время практически не участвовала в экономических объединениях и блоках. Сейчас она эту практику пересматривает, активно включаясь в различную международную экономическую повестку, чтобы создавать для себя дополнительные преференции и искать новые рынки. «Япония стремится налаживать внешнеэкономические связи с партнерами и союзниками. В первую очередь ей интересны США, страны ЕС, а также страны Юго-Восточной Азии, АСЕАН (региональная организация государств Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и Индия, — говорит эксперт. — С этими государствами Япония готова работать и развивать отношения, поэтому она вступила в Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство, анонсированное в 2020 году и фактически заработавшее в 2023-м вместе с подписанием Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ВПСТТП)».
ВПСТТП предполагает создание межрегионального экономического объединения из 11 стран Тихоокеанского региона, чей ВВП составляет 13% ВВП всех стран в мире.
Стратегия на будущее или «новый капитализм»
Летом 2023 года правительство Японии обнародовало доработанную программу «Грандиозный замысел и план действий для новой формы капитализма», или проект «нового капитализма». Содержание программы сконцентрировано вокруг четырех основных стратегически важных для будущего экономики Японии направлений развития. Программа в первую очередь предполагает комплексную реформу труда, которая включает инвестиции в развитие кадров внутри страны и повышение зарплат.
Кроме того, кабинет нынешнего премьер-министра страны Фумио Кисиды намерен уделить внимание привлечению инвестиций в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Для этого планируется использовать образ Японии как «стабильного партнера, соблюдающего договоренности и давно ставшего частью международной производственной и торговой цепи».
Третий вектор программы — поддержка стартапов внутри страны и создание среды для их выхода как на рынок Японии, так и международный. А четвертое направление связано с социальной сферой — там запланированы цифровизация городов, усиление поддержки социальных предпринимателей, включая продвижение культуры пожертвований и венчурной филантропии, и поощрение импакт-инвестирования.
Яна Мищенко отмечает, что эта программа в первую очередь направлена на увеличение внутренних инвестиций, особенно в человеческий потенциал, стартапы, зеленые и цифровые технологии, науку, инновации для стимулирования устойчивого экономического роста и решения социальных проблем. «Власти будут пытаться делать ставку на долгосрочный устойчивый рост», — считает эксперт.
Япония выдвинула новую стратегию, но вопросы об источниках ее финансирования на фоне усиливающихся социальных, демографических и экономических вызовов остаются открытыми. Новый курс требует большой и долгосрочной работы всех ключевых политических и экономических участников процесса, которые должны будут подстроиться под новые условия и быть готовыми к позиционированию Японии не как сильнейшей экономики мира, а как экономики инновационной и социально ориентированной.