«Известия» узнали об аннуляции свидетельств пилотов рухнувшего в Афганистане джета
Росавиация аннулировала свидетельства частных пилотов членам экипажа бизнес-джета Falcon 10, потерпевшего крушение в горах Афганистана, — Дмитрию Белякову и Аркадию Грачеву, пишут «Известия» со ссылкой на приказ за подписью начальника Северо-Западного межрегионального территориального управления (СЗ МТУ) Росавиации Олега Ширина. Его подлинность подтвердил источник газеты в Минтрансе. Госавианадзор ранее выяснил, что оба летчика предоставили недостоверные сведения, чтобы получить свидетельства, дающие право выполнять полеты на Falcon 10.
«Известия» также ознакомились с письмом главы Госавианадзора Владимира Ковальского начальнику управления летной эксплуатации Росавиации Владимиру Израилеву о выявленных нарушениях:
- В документах, которые Беляков и Грачев предоставили в СЗ МТУ Росавиации в сентябре 2023 года, указывалось, что летчики переобучились на этот тип бизнес-джета в США, в авиационном учебном центре (АУЦ) Flight Safety International. Они получили сертификаты в мае прошлого года, на их основании Росавиация выдала им свидетельства частных пилотов с квалификационной отметкой на Falcon 10. Программа обучения на этот бизнес-джет в АУЦ не была одобрена Росавиацией, а без одобрения зарубежный центр не имел права готовить пилотов из России на Falcon 10.
- На Falcon 10 не было выполнено свыше 15 обязательных работ по техобслуживанию, говорится в письме Ковальского в адрес Росавиации.
- На бизнес-джете дважды не выполнялась полугодовая форма техобслуживания (300 часов за 6 месяцев). Ее следовало провести не позднее 6 апреля и 6 ноября 2023 года. Полугодовое ТО включает в себя проверку работоспособности системы определения загрязнения топлива; смазку узлов стабилизатора и механизмов управления закрылками, узлов и агрегатов шасси, и другие работы.
- Владельцы джета более чем на 20 месяцев просрочили выполнение директивы летной годности европейских авиавластей. Она предусматривает проверку трубопроводов второй гидросистемы на предмет наличия повреждений из-за вибраций. В своем письме начальник Госавианадзора отмечает, что это «могло повлечь утечку гидрожидкости в трубопроводах управления спойлерами, потерю управления и неконтролируемый пожар».
- Партнерство «Невский авиаклуб» (в ноябре 2023 года сменило название на ассоциацию «Невские авиалинии») в октябре 2023 года подало в Росавиацию заявку на получение сертификата летной годности. Сертификат выдало СЗ МТУ Росавиации на основании положительного заключения о соответствии бизнес-джета требованиям летной годности. Его оформил аккредитованный Росавиацией Северо-Западный центр по сертификации гражданской авиации. По оценке Ковальского, в этом заключении содержалась недостоверная информация о выполнении полного комплекса техобслуживания на самолете, поэтому его оформление и последующая выдача сертификата летной годности незаконны.
Собеседник «Известий» в Минтрансе сообщил, что ни Беляков, ни Грачев фактически не проходили подготовку на Falcon 10 во Flight Safety International. Он добавил, что это подтвердили в АУЦ. Представитель Flight Safety International заявил, что «это конфиденциальная информация». Источник в Минтрансе заверил, что летчики подделали документы о якобы пройденном обучении. Отец Аркадия Грачева ранее говорил, что у его сына были все необходимые сертификаты, с летчиками «Известиям» связаться не удалось.
Источник газеты в авиационных властях страны сказал, что в России Falcon 10 никто не мог легально обслуживать как минимум с ноября 2023 года — в стране ни у кого нет допуска к техобслуживанию этого типа бизнес-джета. Последнее техобслуживание самолет прошел 31 января 2023 года по форме ежегодного ТО, следует из письма надзорного органа. Самолет произвела французская компания Dassault Aviation в 1978 году, в Россию его поставили в октябре 2023 года из Марокко через Турцию, следует из данных сервиса FlightRadar24, на которые ссылаются «Известия».
Бизнес-джет привезла в Россию компания «Современные технологии», рассказал источник газеты в авиавластях. «Современные технологии» после того, как Falcon 10 получил сертификат, перепродали бизнес-джет пилоту Аркадию Грачеву и компании «Атлетик Групп», единственным собственником и гендиректором которой является его бывшая жена Екатерина Агапова, сообщил источник «Известий» в авиавластях. В Росавиации на запрос «Известий» отказались от комментариев, пояснив, что идет следствие и агентство оказывает содействие. От комментариев воздержались Екатерина Агапова, руководители сертификационного центра и «Невских авиалиний».
Falcon 10, принадлежащий российской компании «Атлетик Групп» и частному лицу, 20 января во время полета над Афганистаном перестал выходить на связь и пропал с радаров. 22 января официальный представитель движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) Забихулла Муджахид заявил, что спасатели доставили в Кабул четырех человек, выживших при крушении самолета Falcon. «Состояние их здоровья хорошее, им оказана первая помощь», — рассказал он. Отказ двигателя рассматривается как одна из приоритетных версий крушения самолета Falcon 10, произошедшего 20 января, сообщал Следственный комитет в Telegram-канале.
В СК уточнили, что самолет вылетел за супругами, находящимися в Таиланде, для транспортировки их в Москву. Ранее в консульском отделе посольства России в Таиланде сообщили ТАСС, что на борту Falcon 10 было шестеро человек: два члена экипажа, два медбрата и два пассажира. «Это частная медицинская эвакуация россиянки Анны Евсюковой с участием страховой компании. Гражданку России сопровождал ее супруг Анатолий Евсюков, который также является гражданином РФ», — говорилось в заявлении посольства.