Исследователи ВШЭ пришли к выводу об уменьшении жалоб НКО на нехватку денег
Руководители НКО реже жаловались на недостаток средств в 2023 году, чем в период пандемии COVID-19. К таким выводам пришли исследователи гражданского общества из Высшей школы экономики по итогам опроса лидеров некоммерческого сектора. Почти четверть опрошенных руководителей НКО (23%) сообщили о влиянии «спецоперации» и санкций на снижение доходов против 53% в 2021 году
«Спецоперация»* и санкции в меньшей степени повлияли на работу НКО в России, чем ограничения во время пандемии коронавируса, пишут «Ведомости» со ссылкой на результаты онлайн-опроса руководителей некоммерческого сектора. Его провел Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в октябре — декабре 2023 года.
Исследователи опросили руководителей 975 НКО. В 2023 году 23% из них сообщили о влиянии «спецоперации» и санкций на снижение доходов организации, в то время как в 2021 году, во время пандемии, в ходе аналогичного опроса НКО о проблеме нехватки средств сообщили 53% респондентов. Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова заявила, что у НКО наблюдается ценностный сдвиг в пользу необходимости внутреннего понимания важности своей миссии (68% опрошенных), а также осознания ценности взаимной кооперации и сотрудничества с другими НКО.
Опрос показал, что руководители НКО в 2023 году реже говорили об уменьшении пожертвований от обычных граждан (21% против 28% в 2021 году), крупных доноров (19% против 28%) или государственных и муниципальных структур (13% против 23%). Из его итогов следует:
- Только 4% опрошенных отметили, что «спецоперация» и санкции отрицательно сказались на удовлетворенности благополучателей услугами НКО, в пандемию эта проблема возникла у каждой пятой НКО (19%).
- Около половины опрошенных руководителей НКО (45%) заявили, что за счет имеющихся средств способны полноценно выполнить свои задачи.
- С нехваткой финансирования для обновления материальной базы или оплаты квалифицированных кадров столкнулись 22% опрошенных.
- Для 23% недостаток средств становится более серьезным препятствием для работы, а 9% респондентов приходится искать средства к существованию в ущерб основным задачам, в то время как 13% опрошенных работают на чистом энтузиазме.
- Существенно в прошлом году возросла зависимость некоммерческого сектора от госсубсидий и президентских грантов по сравнению с 2021 годом, а вклад собственных источников финансирования (членских взносов, взносов учредителей и собственников) снизился.
- Основным источником финансирования для 31% НКО выступили субсидии и гранты от властей разного уровня: на первом месте региональные субсидии (21%), местные и федеральные субсидии опрошенные представители НКО рассматривают как ключевой источник доходов реже — 8% и 4% соответственно.
- 26% респондентов отметили, что их приоритетный источник финансирования — участие в конкурсах Фонда президентских грантов.
- 15% НКО работают в основным за счет денежных пожертвований частных лиц. У 13% в основе финансирования лежат членские взносы, у 11% — доходы от реализации товаров или услуг организации, у 10% — денежные поступления от отечественного бизнеса.
- Две трети НКО (69%) независимо от направления деятельности помогали военнослужащим и их семьям во время «спецоперации», говорится в исследовании. Наиболее активно — религиозные, общественные и правозащитные организации.
- О полном отсутствии проблем в работе заявили 8% опрошенных руководителей НКО. Основная проблема 2023 года, как и 2021-го, — недостаток денег или материальных средств (54%). Респонденты также назвали среди трудностей отсутствие интереса со стороны возможных спонсоров, включая бизнес (31%), нехватку специалистов (27%), выгорание сотрудников (22%), проблемы с помещением (22%), отсутствие поддержки или интереса со стороны местных властей (21%) и нехватку рекламы (20%).
Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр Айгистов отметил, что сложности с финансированием деятельности НКО в пандемию действительно были более серьезными, чем во время проведения «спецоперации». Он объяснил это тем, что многие НКО занимаются организацией различных акций и массовых мероприятий, проведение которых было запрещено из-за коронавирусных ограничений.
Айгистов добавил к обозначенным в опросе проблемам недоверие к распределению государственных грантов и субсидий. Зачастую гранты получают одни и те же НКО — «грантоеды», рассказал Айгистов. Директор программ Центра экспериментальных образовательных программ ИГСУ РАНХиГС Инна Арзуманян считает, что со снижением вовлеченности и финансирования столкнулись «организации, которые оставались только в своей стезе и не откликались на перемены».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.