В России впервые за 10 лет начало расти число людей с алкогольной зависимостью
В России начало расти число людей с алкогольной зависимостью, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные, опубликованные в конце декабря Росстатом в сборнике «Здравоохранение в России — 2023». В 2022 году число пациентов, у которых врачи впервые выявили алкогольную зависимость и алкогольный психоз (известен также как белая горячка, сопровождается галлюцинациями), впервые за 10 лет выросло: на диспансерный учет были поставлены 54 200 человек, в том числе с алкогольным психозом 12 900. В 2021 году число таких пациентов было 53 300, из них с алкогольным психозом — 12 800.
В 2010 году, по данным Росстата, было взято под диспансерное наблюдение 153 900 пациентов с установленным впервые диагнозом «алкогольная зависимость», а 47 500 человек столкнулись с алкогольным психозом. В 2015 году их было 103 600 (включая 30 000 с психозом), в 2019-м — 70 900 (16 900 с психозом), в 2020-м — 54 900 (14 000 c психозом). Опрошенные газетой эксперты объясняют откат в 2022 году целым рядом причин, среди которых — пандемия, геополитическая напряженность, социально-экономические потрясения и распространение нехимических видов зависимости среди молодежи.
Заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета Владимир Менделевич отметил, что данных Росстата недостаточно, чтобы делать вывод об изменении ситуации с диагностикой алкогольной зависимости. По его словам, под наблюдение государства берутся не только пациенты с зависимостью, но и люди с так называемым пагубным употреблением, во втором случае это «социальный диагноз». Цифры растут или уменьшаются, исходя из такого рода «социального заказа».
Для медицинского сообщества важнее знать статистику алкогольных психозов — они возникают только у тех людей, которые дошли до тяжелой стадии зависимости, и в последние годы их количество «резко увеличивается», рассказал Менделевич. Врач-психиатр, нарколог, руководитель наркологической и психиатрической клиники Руслан Исаев отметил, что в «доковидный период» было заметно снижение алкоголизации населения. Он связал это с государственной политикой по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, ограничениями на продажу алкоголя и его рекламу, информационной политикой по формированию культуры здорового образа жизни и социальной успешности.
Другой причиной собеседник газеты назвал глобальное изменение самого характера зависимости — современная молодежь перестает пить алкоголь и переходит на нехимические виды зависимости, в частности игроманию и номофобию (зависимость от мобильного телефона или страх остаться без него). По словам Исаева, положительную динамику сокращения употребления алкоголя «несколько приостановили» в последние годы «социально-экономические потрясения, усиление геополитических противостояний и санкционного давления». Заметный рост случаев алкогольных психозов и обращений за наркологической помощью особенно отмечался в начале пандемии COVID-19, добавил собеседник газеты.