Нагорный Карабах — регион Закавказья, который много десятилетий является спорной территорией между Арменией и Азербайджаном. 12 декабря 2022 года люди, которые называли себя азербайджанскими экоактивистами, перекрыли Лачинский коридор — единственную дорогу, которая связывает Нагорный Карабах с Арменией. 15 декабря премьер министр Армении Никол Пашинян заявил, что в регионе начинается гуманитарный кризис. Он также утверждал, что Азербайджан перекрыл подачу природного газа в Нагорный Карабах. «Фактически 120 000 человек оказались в заложниках, закрыты отапливаемые природным газом школы и детские сады, около 22 000 детей не могут посещать учебные заведения», — сказал Пашинян. Азербайджан отрицал обвинения в намеренной блокаде региона. Президент страны Ильхам Алиев заявлял, что это стихийная акция гражданских активистов и экологов против «незаконной деятельности армянской стороны». 22 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о готовности признать Нагорный Карабах частью Азербайджана — при условии обеспечения безопасности армянского населения. О том, как сегодня живет регион, — в репортаже, написанном для Forbes из Степанакерта, рассказывает журналист Марут Ванян.
За прошедшие девять месяцев трансформировались не только гуманитарные, но и политические реалии в регионе. Несмотря на отключение поступавшего из Армении газа, электричества, на отсутствие необходимых продуктов для жизни, талонную систему на хлеб, жители Карабаха не отказываются от провозглашенной в 1991 году государственности. За все это время не было массовых протестов в связи с лишениями и требований изменить политику, согласиться на требования Баку и «интеграцию». Более того, попытки некоторых общественных деятелей предложить сотрудничество с Баку сталкиваются с неприятием населения. При этом в Карабахе признают, что Баку может применить последнюю опцию — военные действия. Вопрос только в их сроках.
9 ноября 2020 года на 44-й день Второй Карабахской войны при посредничестве президента России Владимира Путина было подписано трехстороннее заявление, в соответствии с которым в Карабах были введены российские войска (Российский миротворческий контингент, РМК ). Сейчас власти России говорят об «изменении мандата» российских миротворцев, хотя утверждают, что мандат сохраняется.
Лидеры Армении утверждают, что русские «либо не могут, либо не хотят» исполнять свои обязанности гарантов свободного передвижения по Лачинскому коридору. Но альтернативы Ереван не предлагает и не обращается в ООН с требованием направить международные миротворческие войска на смену российским. В Карабахе отношение к российским миротворцам противоречивое — все прекрасно знают, что миссия РМК не спасение армян, но российские солдаты воспринимаются как хоть какая-то защита от массового насилия. «Если не будет российских миротворцев, то ясно, что между карабахскими армянами и азербайджанцами будет кровопролитие. Единственным сдерживающим фактором являются миротворцы. Придут ли французские, американские или немецкие солдаты и встанут между нами и азербайджанцами?» — рассуждает один из местных жителей. «Ключ» от Лачинского коридора находится у русских, и в Карабахе знают об этом.