86% россиян заявили о необходимости двухфакторной идентификации для оплаты биометрией
По данным агентства Motive agency&production, только треть россиян относится положительно к биоэквайрингу — оплате покупок с помощью биометрических данных, например, изображения лица, отпечатка пальца, голоса или радужной оболочки глаза. В исследовании, результаты которого есть в распоряжении Forbes, приняли участие 2000 россиян старше 18 лет, которые пользуются безналичными способами оплаты. Опрос проводился с помощью онлайн-панели Anketolog.ru.
По данным исследователей, больше половины опрошенных (59%) знакомы с понятием «биометрия», 12% подробно интересовались данной темой. К оплате с помощью биометрических данных 34% респондентов в целом относятся положительно, треть (33%) — нейтрально, а еще 33% участников опроса скорее отрицательно. Попробовать оплату с помощью биометрических данных хотела бы половина опрошенных (50%), не имеют такого желания чуть меньше респондентов — 49%. Уже тестировали такой способ оплаты только 1% участников.
Большинство респондентов — 60% — считают, что в будущем такой способ оплаты станет одним из самых распространенных. Как отмечают аналитики, в среднем участники опроса оценивают свое доверие к биоэквайрингу на пять баллов по 10-балльной шкале. 86% опрошенных считают, что к оплате лицом или с помощью другой биометрии должна быть привязана двухфакторная идентификация — например, подтверждение операции код-паролем. Также 81% участников опроса хотели бы иметь лимит, ограничивающий снятие средств при оплате таким способом.
«Хранение биометрических данных в банковской системе не является угрозой. Мы публикуем в соцсетях фото и голосовые сообщения в мессенджерах тысячами в год и не считаем чем-то опасным. Но когда речь идет о совершении финансовых операций, возникает много вопросов с безопасностью покупки — какие новые мошеннические схемы могут быть придуманы в этой связи. <...> При повсеместном внедрении биоэквайринга огромную важность будет иметь обеспечение безопасности хранения, передачи и верификации биометрических данных. Поскольку их утечка может стать для пользователей более серьезной проблемой, чем массовые спам-звонки по телефону», — считает генеральный директор Motive agency&production Сергей Житинец.
Ранее, в июне, первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова рассказала на полях Петербургского экономического форума, что до конца года регулятор планирует запустить оплату по лицу в магазинах России. «С точки зрения инноваций это точно можно будет распространить на всю страну, во всех торговых сетях», — заявила тогда Скоробогатова. Она уточнила, что речь идет об оплате в пределах «определенной суммы».