Правительство обяжет регионы соблюдать свои стандарты для общественного транспорта
Минтранс подготовил проект постановления правительства, который обяжет региональные власти установить и соблюдать «стандарты транспортного обслуживания», в том числе расписание и интервалы движения общественного транспорта. Новый порядок должен заработать в 2024 году
Минтранс подготовил проект постановления правительства, содержащий требования к региональным стандартам транспортного обслуживания населения. Документ, разработанный в рамках регуляторной гильотины, накануне, 4 сентября, обсуждался на заседании рабочей группы «Безопасность дорожного движения», пишет «Коммерсантъ».
Понятие «региональный стандарт транспортного обслуживания» Госдума ввела в законодательство в ноябре 2022 года. Он должен предусматривать «показатели, характеризующие доступность, безопасность и комфортность перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом».
Среди показателей, перечисленных в проекте постановления, разработанном Минтрансом, — доля рейсов, отправляемых с остановок по расписанию; максимально возможный интервал движения автобусов и троллейбусов; предельная доля устаревшего подвижного состава; доля транспортных средств, оборудованных системой безналичной оплаты проезда, и доля подвижного состава с местами для перевозки колясок, велосипедов и электросамокатов. В документе назван также «показатель расходов населения на осуществление поездок на маршрутах регулярных перевозок», но нет никакой конкретики по нему.
Регионы должны утвердить свои нормативы весной 2024 года на срок не менее пяти лет и затем соблюдать их, разъяснил Минтранс. Для региональных властей подготовят методические указания, а сам документ «положительно отразится на повышении качества транспортного обслуживания», считают в министерстве.
Сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» Евгений Литвин рассказал, что население сможет использовать стандарты для защиты своих прав — например, пожаловаться в прокуратуру на несоблюдение регионом обязательств по обеспечению транспортной доступности населенных пунктов. Эксперт добавил, что для многих регионов типична проблема, когда жители отдаленных поселков не могут добраться до административного центра или районного без машины.
Председатель общественного объединения пассажиров Илья Зотов считает, что перечень обязательных требований нужно скорректировать на основе опросов граждан. Он отметил, что «стоит ввести переходный период, после которого установить ответственность за соблюдение данных стандартов». «Такой подход позволит форсировать развитие пассажироперевозок при должной бюджетной обеспеченности», — сказал Зотов. В Минтрансе пояснили, что санкции за несоблюдение стандартов могут быть установлены как федеральным, так и региональным законом.