Парижский бан: почему запрещают электросамокаты и что можно с этим сделать
Минтранс России выступил в конце июля с инициативой ужесточить правила дорожного движения для электросамокатов. ЦБ предложил ввести для управляющих такого рода транспортом аналог ОСАГО. А Валентина Матвиенко выступила с идеей присваивать всем электросамокатам номера по аналогии с автомобилями.
Небывалая активность российских ведомств вполне созвучна беспокойству иностранных регуляторов и других держателей инфраструктуры. В 2022 году в Париже три человека погибли и 459 пострадали в результате дорожных происшествий с электросамокатами. Власти провели референдум, спрашивая, не считают ли горожане правильным запретить этот вид транспорта вовсе. По всему городу была развернута сеть из 21 опросного пункта, где люди могли выразить свое мнение, и 90% жителей высказались за запрет. Мэр города Анна Идальго пообещала учесть мнение горожан.
Летом 2023 года шесть частных железнодорожных компаний Великобритании запретили людям на электросамокатах доступ на платформы и в поезда — объяснялось это соображениями безопасности.
В 2021 году Еврокомиссия заказала экспертам серию из 20 докладов о безопасности на дорогах. Один из документов был полностью посвящен «одиночным моторизированным средствам» — электросамокатам, моноколесам и т. п. Эксперты проанализировали большой массив исследований, сделанных в разных странах, выявили ряд ключевых проблем и предложили способы их решения.
Вождение в пьяном виде
Сотрудники больницы в финском городе Тампере (население порядка 230 000 человек) провели исследование. За два года к ним попало 330 человек, пострадавших в инцидентах с электросамокатами. «Типичный пациент — это пьяный мужчина, который ехал ночью», — цитирует Euronews врача Алексея Рейто. Среди пострадавших 60% были мужчинами, 51% находились в состоянии алкогольного или иного опьянения.
Как можно бороться с этой проблемой? Эксперты Еврокомиссии предлагают ввести максимально допустимый уровень алкоголя в крови для водителей электросамокатов по аналогии с тем, как это делается для водителей автомобилей.
Кроме того, компаниям, которые сдают самокаты в аренду, предложено оснастить их датчиками контроля движения, которые ограничивали бы допустимую скорость в случае, если самокат начинает вилять.
Безнаказанность
Любители погонять на электросамокатах часто травмируют не только себя, но и прохожих. «Пешеходы имеют меньшую массу и скорость, чем человек на электросамокате. Человек на электросамокате имеет меньшую массу и скорость, чем автомобиль», — рассуждают авторы доклада для Еврокомиссии. В 2022 году в Париже женщину, которая прогуливалась вдоль Сены, насмерть сбил электросамокат, на котором ехали два человека.
Во Франции, Дании и Великобритании водители электросамокатов должны иметь аналог ОСАГО — застраховать свою ответственность, штраф за отсутствие полиса во Франции составляет €3750. На официальных сайтах чиновники советуют обращаться с просьбой застраховать электросамокат к тем же страховым агентам, кто страхует дом или машину, — они могут дать скидку.
Где можно ездить?
Вопрос о том, где должны ездить электросамокаты, до сих пор не нашел однозначного решения. В той же Франции им следует передвигаться по велодорожкам, а если таких нет, то по автодорогам, где разрешенная скорость не превышает 50 км/ч. По тротуарам ездить нельзя. Но ни велосипедисты, ни автомобилисты не в восторге от соседства малозаметной транспортной единицы, которая передвигается с резким ускорением и без поворотников.
Эксперты Еврокомиссии предлагают все же перемещать постепенно электросамокаты на велодорожки, но последние делать более широкими и снабжать большим количеством дорожных знаков.