Генпрокуратура предостерегла производителей и продавцов от манипуляций с ценами
Генпрокуратура предупредила производителей, поставщиков и продавцов социально значимых товаров об ответственности за манипуляции с ценами. Ведомство подчеркнуло, что своими действиями они «могут спровоцировать социальную напряженность», а также предложило Минпромторгу ввести единые требования к фасовке товаров
Генпрокуратура предостерегла производителей, поставщиков и продавцов социально значимых товаров об ответственности за манипуляции с ценами, злоупотребления и ценовые сговоры. «Участники рынка, которые скрывают от населения достоверную информацию о товаре и вводят в заблуждение относительно изменения его реальной стоимости, своими действиями могут спровоцировать социальную напряженность», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Ведомство предложило Минпромторгу принять меры по урегулированию ситуации, в том числе ввести единые требования к фасовке. Прокуроры регионов «ориентированы на активное использование превентивных мер реагирования», отметили в ведомстве.
Ранее несколько крупных производителей в разных отраслях объявили о повышении цен. Так, крупные производители майонеза предупредили ретейлеров об индексации цен на майонез и другие соусы на 5–12% из-за роста стоимости основных ингредиентов, писал «Коммерсантъ». Производители чая и кофе также сообщили о повышении с сентября отпускных цен для ретейлеров на 6–9%. О росте цен на свою продукцию с 1 сентября предупредили и кондитерские компании. По подсчетам Национального рейтингового агентства, у кондитеров высока зависимость от импорта сырья — от 30% до 70%, проблему усугубило снижение из-за засухи сбора какао-бобов в Западной Африке. Как сообщил в конце июля Bloomberg, цены на какао-бобы взлетели до максимального уровня за 10 лет.
Зимой российские производители молочной продукции также чаще начали указывать на упаковке молока, сливок или кефира его вес, а не объем, писал РБК. Эксперты связывали это с попыткой «замаскировать шринкфляцию (от английского shrinkflation — «снижение объема или веса товара в упаковке»)». «Большинство потребителей не догадываются, что килограмм молока меньше, чем литр», — пояснял глава правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, напомнивший, что традиционно в России на упаковке жидких товаров указывался объем, а не вес.
Саму упаковку производители молочных продуктов начали уменьшать после кризиса 2008-2009 годов. Тогда на прилавках стали появляться упаковки от 920 до 985 мл. Как объясняла «Ведомостям» на тот момент вице-президент Danone в России и СНГ Марина Балабанова, разница в 30–50 мл для потребителя несущественна, а вот к росту цен он крайне чувствителен. В 2019 году в рознице стали продаваться куриные яйца в упаковках по девять штук вместо десяти. Кондитерские предприятия со временем снизили массу шоколадных плиток со 100 г до 80–90 г, вес банки растворимого кофе уменьшился с 95 г до 85 г, корма для домашних животных стали продаваться в упаковке 75 г вместо 85 г.