Ужесточающие законодательство об иноагентах поправки прошли первое чтение в Госдуме
Госдума в первом чтении одобрила поправки, которые ужесточают законодательство об иноагентах. Поправки обязывают третьи лица не допускать нарушения иноагентами законодательства, наделяют Минюст полномочиями выдавать предписания об устранении нарушений и вводят штрафы до 300 000 рублей за их невыполнение
Госдума в первом чтении приняла законопроекты, ужесточающе законодательство об иноагентах, следует из базы данных нижней палаты парламента.
В первом законопроекте статью 1 закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» предложено дополнить новой частью. В ней пропишут, что организации всех форм собственности, их должностные лица, а также физлица «независимо от их гражданства» и органы публичной власти «не должны допускать возможности нарушения иностранным агентом законодательства» своими действиями или бездействием. Минюст при выявлении нарушения сможет выдавать предписания с указанием срока устранения нарушений, который составит не менее месяца.
Второй законопроект вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В статье 19.5 пропишут штрафы за невыполнение предписания Минюста: для граждан они составят от 30 000 до 50 000 рублей, для должностных лиц — 70 000–100 000 рублей или запрет на работу на госслужбе на срок до двух лет, для юридических лиц — 200 000–300 000 рублей. Глава комиссии по борьбе с иностранным вмешательством Василий Пискарев объяснял инициативу желанием «устранить любые лазейки и пробелы для тех, кто находится под иностранным влиянием и пытается обойти законы».
17 июня глава Минцифры Максут Шадаев выдвинул предложение запретить российским компаниям размещать рекламу у иноагентов, которых привлекали к ответственности за «фейки» о вооруженных силах. Он также предложил переводить отчисления от видео- и музыкальных платформ, а также приложений для электронных книг, которые получают такие иноагенты, на спецсчета.
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве после протестов 2012 года. Изначально его должны были применять в отношении НКО, которые ведут политическую деятельность и получают иностранное финансирование, но со временем перечень лиц и оснований значительно расширился. В 2020 году иноагентами начали признавать физических и юридических лиц, а в 2021-м — незарегистрированные организации.
В декабре 2022 года Минюст объединил четыре реестра иностранных агентов в один, в том же году изменились критерии для включения в список. Если раньше поводом для внесения в реестр было финансирование из-за границы, то теперь признать иноагентом могут даже тех, кто, по мнению Минюста, попал под «иностранное влияние». В мае глава Минюста Константин Чуйченко предложил вносить в реестр за деятельность, направленную против российских духовно-нравственных ценностей, и лишать иноагентов возможности зарабатывать деньги в России.
Для граждан и организаций, признанных иноагентами, действуют ограничения. Например, они обязаны маркировать публикации, в том числе в соцсетях, регулярно отчитываться о своей работе и расходах, им запрещено преподавать, производить информационную продукцию, организовывать публичные мероприятия, входить в состав избирательных комиссий.