Грузия выдала первое разрешение на полеты в страну российской авиакомпании
Грузия выдала первое разрешение российской авиакомпании на прямые полеты в страну. Его получил перевозчик «Азимут». Он сможет начать перелеты с 17 мая. Грузия предупредила, что пустит только авиакомпании и самолеты, которые не находятся под санкциями. Возобновить авиасообщение с Грузией и отменить визы для грузинских граждан ранее решил Путин
Грузия выдала российской авиакомпании «Азимут» разрешение на полеты в страну, сообщил глава грузинского Агентства гражданской авиации Гиви Давиташвили в интервью телеканалу Imedi. По его словам, «Азимут» сможет начать полеты с 17 мая. Разрешение перевозчику было выдано 15 мая.
Агентство получило заявки от пяти авиакомпаний, но пока завершено рассмотрение только одной, отметил Давиташвили. Среди подавших заявки есть и грузинская Georgian Airways. По словам Давиташвили, Грузия изучила опыт стран, в которые российские авиакомпании продолжают летать, и приняла наиболее строгие требования. Грузия не допустит авиакомпании, попавшие под санкции Евросоюза, а также самолеты, которые потеряли техническую поддержку производителя, рассказал Давиташвили. Агентство заявило 15 мая, что проверяет все заявки авиакомпаний на соответствие этим требованиям, и разрешения на полеты будут выдаваться в соответствии с ними.
По состоянию на 15 мая, «Азимут» не входит в черные списки ЕС, отметило Агентство в сообщении на своей странице в Facebook (соцсеть заблокирована в России, принадлежит Meta, которую суд в России признал экстремистской организацией, ее деятельность запрещена). Там говорится, что «Азимут» будет выполнять рейсы по маршруту Москва — Тбилиси — Москва с 17 мая семь раз в неделю. О подаче заявки на разрешение на прямые полеты в Грузию сообщила «РИА Новости» также пресс-служба авиакомпании Red Wings. Перевозчик попросил слоты на рейсы в Тбилиси, Кутаиси и Батуми. Кроме того, заявку на полеты по семь раз в неделю из Москвы в Тбилиси и Батуми подал перевозчик «ИрАэро», заявил РБК заместитель гендиректора авиакомпании Сергей Крупнов.
У авиакомпаний есть спрос на выполнение рейсов с Тбилиси, Кутаиси и Батуми, подтвердил министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили, его слова приводятся на странице министерства в Facebook. Изучение всех документов будет завершено в течение дня, решение будет принято завтра, добавил Давиташвили.
«Азимут» располагает флотом из 15 лайнеров SuperJet. Выручка компании в 2022 году составила 21,6 млрд рублей. Совладельцем авиакомпании СМИ называли совладельца аэропорта «Внуково» Виталия Ванцева. По данным СПАРК, сейчас «Азимут» принадлежит трем компаниям: АТ (37,46%, бенефициар Павел Удод), компании «Юнокс» (37,46%, владелец — карибский офшор «Контрейд Лтд») и ростовской «Региональной корпорации развития» (25,06%).
Сразу после публикации новости об открытии полетов сайт «Азимута» упал, однако авиакомпания открыла продажи в системах бронирования, к которым подключены билетные сервисы. На Aviasales и Туту в мае перелет в одну сторону из аэропорта «Внуково» в Тбилиси стоит 17 148 рублей, в июне — 20 468 рублей.
Руководитель пресс-службы «Сервиса путешествий Туту» Наталья Анисимова сообщила Forbes, что в последнее время спрос на полеты в Грузию постоянно рос. По их данным, Грузия, судя по продажам билетов с пересадкой на весну и лето, вошла в топ-20 стран по популярности и уступает только другим странам ближнего зарубежья, а также Турции, ОАЭ и Израилю. «По сравнению с прошлым, 2022 годом, спрос на билеты в Грузию у клиентов Туту вырос на 45%, а средний чек за билет туда-обратно из России находится на уровне 50 600 рублей», — сказала она. При запуске прямых рейсов сервис «Туту» ожидает, что «у самостоятельных путешественников Грузия будет уверенно входить в топ-10».
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отметил, что «предложение, по крайней мере с российской стороны, будет ограничено количеством частот (семь в неделю) и кресельной емкостью самолетов (SSJ-100 имеют вместимость около 100 кресел). Ранее [до отмены прямых рейсов] в Грузию летало несколько авиакомпаний и на самолетах с кресельной кмкостью в 1,5-2 раза выше, говорит он. «Полагаю, что превышение спроса над предложением позволит «Азимуту» выйти на доходную ставку, гарантирующую рентабельность», — предсказывает Пантелеев.
Глава «Авиапорта» напоминает: «Как показала практика прошлого года, самолеты SSJ-100, лишенные санкционных ограничений, оказались очень привлекательными с точки зрения экономики эксплуатации и летали довольно интенсивно. Так что общий настрой относительно финансового результата полетов по этому направлению — весьма позитивный».
Владимир Путин 10 мая отменил запрет на авиасообщение с Грузией, который действовал с 2019 года. Одновременно президент отменил визовый режим при въезде в Россию для граждан Грузии. Они с 15 мая могут въезжать в Россию на основании только удостоверяющих личность документов (например, паспорт гражданина Грузии). Визу будут требовать только у тех, кто въезжает в Россию для работы или учебы на срок больше 90 дней.
Производители самолетов Airbus и Boeing из-за санкций прекратили официальную техническую поддержку самолетов, принадлежащих российским авиакомпаниям. Однако в парке некоторых из них есть, например, самолеты российского производства Sukhoi Superjet.