Bloomberg узнал о личной санкции Путина на арест журналиста WSJ Гершковича
Президент России Владимир Путин лично одобрил арест журналиста The Wall Street Journal Эвана Гершковича по обвинению в шпионаже, выяснил Bloomberg. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что это было не решение Путина, а «полная прерогатива специальных служб». Ранее он говорил, что Гершковича «взяли с поличным»
Президент России Владимир Путин лично санкционировал арест журналиста The Wall Street Journal Эвана Гершковича по обвинению в шпионаже. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на собеседников, которые знакомы с развитием событий. Инициатива арестовать американского журналиста исходила от сторонников жесткой линии среди высших должностных лиц российских служб безопасности, сказали источники агентства на условиях анонимности.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что это было не решение Путина, а «полная прерогатива специальных служб». «Они выполняли свою работу», — сказал Песков. Эти спецслужбы подчиняются непосредственно президенту, указывает агентство. Одобрение Путиным ареста американского журналиста отражает растущее влияние в Кремле сторонников жесткой линии, которые настаивают на углублении конфронтации с Вашингтоном, которую они считают необратимой, сказали собеседники Bloomberg.
«Это должно стать настоящим тревожным звонком не только для США, но и для Запада в целом», — предупреждает президент Центра анализа европейской политики в Вашингтоне Алина Полякова. По ее словам, действия российского президента показали, что «в мышлении Путина нет возврата к стабильным и надежным отношениям». У США сейчас, возможно, нет другого выбора, кроме как вести переговоры по обмену, поощряя новые аресты, сказала Полякова. Она добавила, что российская сторона убедилась: «когда вы берете в заложники высокопоставленных граждан США, вы получаете то, что хотите».
Госдепартамент признал, что Гершкович был незаконно задержан Россией, что открывает путь для США к переговорам об его обмене на арестованных россиян. Россия настаивала на включении в предыдущие обмены 42-летнего российского бизнесмена Владислава Клюшина, сказали источники Bloomberg. По их словам, Клюшин располагает информацией о взломе серверов Демократической партии во время президентских выборов 2016 года.
Суд присяжных в США в феврале признал Клюшина виновным в киберпреступлениях и инсайдерской торговле. Ему вменяют в вину то, что он с сообщниками проник в сети фирм, помогающих компаниям подавать отчеты в регулирующие органы США, и, используя украденную информацию, заработал десятки миллионов долларов на бирже. Компания «М13», которую основал Клюшин, в прошлом создала для Кремля систему мониторинга СМИ. Приговор Клюшину планируется огласить 4 мая.
В декабре 2022 года Россия и США обменяли баскетболистку Бриттни Грайнер на российского предпринимателя Виктора Бута. Грайнер была приговорена в России к девяти годам колонии по обвинению в незаконном хранении и контрабанде наркотиков. Бут получил в США 25 лет за незаконную торговлю оружием и помощь террористическим организациям.
Гершковича арестовали на два месяца после требования следователей ФСБ 30 марта. Журналиста обвиняют в шпионаже (ст. 276 УК РФ), максимальное наказание по этой статье — 20 лет лишения свободы. Гершкович стал первым американским журналистом, задержанным в России по обвинению в шпионаже с 1986 года, писала CNN. Financial Times отмечала, что он также стал первым иностранным журналистом, задержанным с начала «спецоперации»* на Украине. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков утверждал, что Гершковича «взяли с поличным», но не пояснял, что именно имеет в виду. WSJ после задержания своего журналиста опубликовало на сайте издания заявление, в котором «категорически отвергло обвинения ФСБ» и потребовало немедленного освобождения репортера.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.