Россия отказалась от международного исследования оценки знаний школьников TIMSS
Россия отказалась от участия в международном исследовании оценки знаний школьников TIMSS. Россия участвовала в нем с 1995 года и в последние годы входила в десятку лучших стран по итогам исследования. Качество образования российских детей теперь придется изучать без помощи иностранных организаций, пишут «Ведомости»
Россия отказалась от участия в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования TIMSS, пишут «Ведомости» со ссылкой на исполнительного директора ассоциации – организатора исследования IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) Дирка Хастедта. Международное исследование TIMSS проводится раз в четыре года, последний раунд прошел в 2019 году, в том числе в России.
В 2023 году исследование в России проводиться не будет, сказал Хастедт. В IEA не ответили на вопрос о причинах отказа, порекомендовав обратиться в центр проведения международных исследований от России — Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО, подчиняется Рособрнадзору). Россия участвовала в исследовании с 1995 года. В ходе TIMSS оцениваются и сравниваются знания школьников четвертых и восьмых классов из разных стран по математике и естественно-научным предметам, то, как они могут интерпретировать свои результаты, а также применять знания на практике.
В 2019 году от России в исследовании приняло участие почти 8000 школьников из 49 регионов. Исследование проводится в четвертых и восьмых классах раз в четыре года — это позволяет проследить динамику изменений в образовании учащихся четвертого класса, когда они придут в восьмой класс. В 2015 году и 2019 годах Россия входила в десятку лучших стран по итогам исследования. В 2019 году по математике российские учащиеся четвертых и восьмых классов заняли шестое место; по естественным наукам — четвероклассники были на третьем месте, а восьмиклассники — на пятом.
Исследователи в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика» отмечали, что по сравнению с раундом 2015 года в 2019 году результаты российских учащихся по математике практически не изменились, а по естествознанию динамики нет с 2011 года. По словам члена международной группы экспертов TIMSS по естествознанию с 1995 года Галины Ковалевой, в заданиях TIMSS школьники должны были не только воспроизводить знания, например решать уравнения, но и объяснять полученные ответы. Школьникам предлагалось применять знания в предлагаемых незнакомых условиях, добавила эксперт.
Ковалева рассказала, что в ходе исследования также оценивалась социально-экономическая обстановка, в которой школьники получали знания, проводился опрос родителей, директоров, учителей и самих учащихся. «Это давало возможность выявить особенности организации учебного процесса, которые влияют на результаты школьников, и исправить их, если необходимо», — отметила эксперт. По ее мнению, отказ России от участия в TIMSS не позволит регулярно сравнивать Россию с остальным миром в плане конкурентоспособности образования.
Ковалева напомнила, что само участие страны в исследовании позволило заложить отечественную систему оценки качества образования, которую применяет сам Рособрнадзор. Директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин заверил, что накопленный опыт позволяет проводить почти все необходимые исследования самостоятельно. По его мнению, некий «вариант импортозамещения» TIMSS найдется — государству необходимо понимать, что происходит с образованием в начальной и средней школе.
Годом ранее Россия приостановила участие в другом международном исследовании — PISA (Programme for International Student Assessment), которое оценивало образовательные достижения школьников 15 лет, писал «Коммерсантъ». Исследование под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводится циклами один раз в три года: проверяется математическая, естественно-научная грамотность и грамотность чтения 15-летних школьников. Россия участвовала в тестировании с 2000 года.
Помимо PISA, ОЭСР тогда приостановила участие России в TALIS, оценивающем уровень подготовки учителей, а также в проверке компетенций взрослого населения PIAAC. Еще одно международное исследование, которое с российской стороны проводит ФИОКО, — это PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), оно оценивает качество чтения и понимания текста. Раунд PIRLS прошел в 2021 году, следующий должен пройти в 2026-м (тестирование проводится раз в пять лет).