Археологи обнаружили в Кении каменные орудия возрастом 3,03 — 2,6 млн лет. Они древнее рода Homo, не говоря уж о виде Homo sapiens. Находка заняла второе место по древности среди всех каменных артефактов и первое — среди изделий олдувайской каменной индустрии, первой широко распространенной технологии изготовления орудий. Рядом обнаружены зубы парантропов — гоминидов, приходящихся людям родственниками, но не прямыми предками. До этого открытия не было известно, что парантропы изготовляли орудия, тем более олдувайского типа. Это заставляет иначе взглянуть на интеллект представителей этой «тупиковой ветви эволюции».
В поисках человеческой природы
Среди многочисленных попыток дать определение человека есть и такая: человек — это животное, изготавливающее орудия труда. Обезьяна тоже может применить камень или палку, говорили мыслители прошлого века, но только человек обработает находку, чтобы ею удобнее было пользоваться.
Сегодня это утверждение выглядит слишком категоричным. За изготовлением примитивных орудий были замечены не только обезьяны, но и слоны, некоторые птицы и другие создания. Например, шимпанзе обрывают с палки листья и размочаливают ее конец, прежде чем ловить ею термитов, а новокаледонские галки загибают хвоинку в крючок, чтобы доставать насекомых из трещин в коре. Причем шимпанзе изготовляют свои «палки-ловилки» систематически, а не исключительно редко.
И все же только человек полагается на орудия настолько, что без них не способен позаботиться о себе. Шимпанзе прокормится и без доставания термитов палочками или раскалывания орехов камнями, а вот человек с голыми руками почти беспомощен. Наш вид с его ловкими пальцами и большим мозгом поставил на орудия в эволюционной гонке, и эта ставка выиграла. Человек сильно уступает ближайшим родичам-обезьянам силой мышц и крепостью зубов. Но даже деревянная дубина, не говоря уже о копье, делает руку длиннее и сильнее, а каменные «зубы» крепче любой эмали. А главное, что мы совершенствуем орудия куда быстрее, чем эволюция — живые тела. Вид Homo sapiens почти не изменился за 300 000 лет своей истории, а вот наши «выносные органы» проделали путь от каменных рубил до компьютеров.
Истоки каменного века
Древнейшая эпоха в истории индустрии называется каменным веком. Разумеется, это был никакой не век: он начался миллионы лет назад, а кое-где (например, в джунглях Амазонии) не закончился и сейчас. Название «каменный» тоже сомнительно: дерево или тростник куда легче поддаются обработке, и, несомненно, наши предки использовали растительные материалы где только можно. Просто камень сохраняется миллионы лет, а дерево — нет. Считать, что все инструменты каменного века были каменными, все равно что воображать, будто динозавры состояли исключительно из костей.
Древнейшие известные каменные орудия были найдены в 2015 году в Кении на стоянке Ломекви 3. Этим артефактам 3,3 млн лет. Для сравнения: род Homo появился около 2,6 млн лет назад. Так что изготовители этих орудий еще не были людьми в биологическом смысле слова. Возможно, это были предки Homo из рода австралопитеков, или какие-то их родичи. В тех местах в то время обитали кениантропы, которых то записывают в австралопитеки, то выделяют в отдельный род. Но все это лишь догадки — никаких останков в Ломекви 3 не обнаружено.
Остальные свидетельства дочеловеческой каменной индустрии крайне скудны и спорны. Например, в 2009 году были обнаружены кости животного возрастом 3,4 млн лет со следами соскребания мяса каменным орудием. Единственным известным гоминидом, обитавшим в то время в том месте, был афарский австралопитек, считающийся прямым предком человека. Но скептики подвергают сомнению как датировку находки, так и рукотворное происхождение царапин на кости. Кроме того, оставить их мог и просто подобранный камень, а не специально изготовленное орудие. К тому же известно довольно много останков афарских австралопитеков, и если бы эти создания регулярно пользовались орудиями, скорее всего, эти инструменты тоже были бы найдены.
Массовое производство
Второе место по древности после находок из Ломекви 3 еще недавно занимали орудия из Эфиопии возрастом 2,6 млн лет. В отличие от крайне примитивных ломеквийских артефактов, они изготовлены по более продвинутой технологии — олдувайской. Для нее характерны три главных типа орудий: отбойник, нуклеус (от лат. nucleus — «ядро») и отщеп. Отбойником били по камню, чтобы отколоть от него тонкие пластины — отщепы. Их можно было использовать как ножи или скребки. Камень, оббитый таким образом с нескольких сторон, превращался в нуклеус, и его острые ребра тоже на что-нибудь годились. Исследователи заново изобрели способ производства олдувайских орудий (этот подход называется экспериментальной археологией). Заготовку следует держать одной рукой, а другой бить по ней отбойником под правильным углом. Такая работа требует немалого навыка. Например, обезьяна Канзи, освоившая язык жестов и способная на довольно сложные диалоги, так и не переняла у своих учителей умение изготовлять олдувайские орудия.
За следующий миллион лет этот подход к обработке камня широко распространился по Африке. Вид Homo erectus принес его в Евразию. В Европе олдувайская технология сохранялась еще 200–300 тысячелетий назад, когда на Черном континенте давно уже была освоена более совершенная ашельская индустрия.
Олдувайские орудия из Эфиопии — практически ровесники рода Homo. Это заставило многих экспертов предположить, что олдувайская технология стала ноу-хау первых людей. Однако новая находка заставляет отбросить эту гипотезу.
Поедатели бегемотов
Новая статья обобщает результаты раскопок, ведущихся на стоянке Ньяянга (Nyayanga) в Кении уже несколько лет. За это время было обнаружено 330 артефактов, 1776 костей животных и два зуба гоминидов. Находки были датированы несколькими способами: по радиоактивному распаду урана и тория, древним «записям» магнитного поля Земли и сопутствующим палеонтологическим находкам. Получилось, что каменным орудиям от 3,03 до 2,6 млн лет, а скорее всего, 2,9 млн лет. При этом они относятся к олдувайскому типу. Если только верной не окажется самая поздняя датировка, то эта технология появилась значительно раньше, чем человеческий род.
Насколько можно судить по двум найденным зубам, гоминиды, изготовившие орудия, относились к парантропам. Это, кстати, еще одна неожиданность. Ранее парантропы считались ровесниками Homo, происходящими от общих с ними предков — австралопитеков. Теперь выясняется, что парантропы древнее. В отличие от людей, они пошли по пути увеличения зубов и челюстей, а не мозга (очевидно, что эти задачи конкурируют, поскольку голова не должна быть чересчур тяжелой). Это хороший способ освоить новые источники пищи, но он заставляет усомниться в интеллекте парантропов. И до сих пор не было никаких свидетельств, что они вообще пользовались орудиями, а уж тем более олдувайскими.
Причем обитатели Ньяянги пользовались своими инструментами довольно изобретательно. Судя по следам износа, орудия применялись как к мягким (листья или плоды), так и к жестким (клубни или корни) частям растений. Многочисленные кости животных тоже вряд ли появились на стоянке случайно. Там даже найдены останки трех бегемотов, точнее, животных из семейства бегемотовых неустановленного рода и вида. Судя по следам на костях, каменными орудиями разделывали туши и дробили кости, чтобы достать костный мозг. Эти находки — еще и древнейшее свидетельство регулярного употребления гоминидами мяса крупных животных.
Вряд ли парантропы убили этих бегемотов и других животных. Скорее, они просто подобрали объедки за хищником, как делают гиены. Ранее первым видом, систематически применявшим такую тактику, считался Homo habilis, появившийся 1,9 млн лет назад.
Поскольку эта стоянка на миллион с лишним лет старше древнейших — и небесспорных — следов использования огня, парантропы почти наверняка ели мясо сырым. Их могучие зубы и челюсти должны были помочь в этом. Но не исключено, что с помощью каменных орудий гоминиды растирали пищу в нечто вроде фарша.
Интересно, что Ньяянга находится более чем в 1300 км от места в Эфиопии, где были найдены предыдущие древнейшие олдувайские артефакты. Две древнейшие известные олдувайские стоянки отделены друг от друга сотнями тысячелетий и тысячами километров. Что заставляет предположить, что эта технология несколько раз независимо изобреталась разными популяциями и даже видами. Вряд ли эфиопские Homo переняли навыки у кенийских парантропов. Если так, то остается только гадать, какие еще открытия могут принести африканские раскопки.