Арестованный основатель Group-IB назвал условие возвращения айтишников в Россию
Для возвращения уехавших из России специалистов по кибербезопасности нужно дать им понять, что они и их близкие будут в безопасности, и предоставить им возможности самореализации. Об этом заявил основатель компании в области кибербезопасности Group-IB Илья Сачков, арестованный в 2021 году.
«Люди уезжали из-за потребности в безопасности, но если она будет удовлетворена, то они вернутся за самореализацией, ведь только в решении сложных, иногда невозможных задач человек интеллектуального труда может найти настоящее счастье», — говорится в заявлении Сачкова в Telegram-канале, в котором публикуются его посты из СИЗО.
По словам Сачкова, применяемые сейчас меры вроде отсрочки и брони от армии и льготная ипотека — это «правильные шаги», но недостаточные. Он предложил обратиться к пирамиде потребностей Абрахама Маслоу и «провести анализ причин и следствий». «Что мы видим на вершине пирамиды? Потребность в самовыражении через творчество, созидание, развитие. Нигде в мире сейчас специалист по кибербезу не может реализовать себя так, как в России. В стране, которую атакуют больше всех, а защищают сейчас меньше всех», — написал Сачков.
В декабре глава Минцифры Максут Шадаев заявлял, что за две волны эмиграции из России в 2022 году уехали и не вернулись 100 000 айтишников. Сачков назвал это «ужасными цифрами», но отметил, что склонен им верить, как склонен и согласиться с позицией Шадаева по программе «обратной релокации». В ноябре Шадаев говорил, что в реализации программы главным станут не деньги, а то, чтобы айтишники понимали, что им нечего бояться в России.
Сам Сачков с сентября 2021 года находится в СИЗО. Ему предъявлено обвинение по делу о госизмене (статья 275 Уголовного кодекса) и грозит до 20 лет лишения свободы. По версии следствия, бизнесмен передал за рубеж информацию, которая содержала в себе гостайну, другие детали дела засекречены. Предприниматель не признает вину. Его защита утверждала, что дело не связано с деятельностью Group-IB. Сам Сачков связывал свое преследование с работой. «Я уверен, что дело против меня — это интерес ко мне, никак не связанный с интересами государства. Это люди, которым моя профессиональная деятельность — борьба с киберпреступностью — сильно помешала», — заявил он Forbes через адвоката.
В колонке для Forbes Сачков писал, что намерен продолжать строить бизнес «только в России», даже учитывая, что он находится в СИЗО. «Мир изменился, а инженерные законы — нет. И ровно поэтому я продолжу работать в любой день, когда выйду. И не уеду», — писал он.