К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новые интернет-звезды: как врачи и медсестры теряют в США работу из-за соцсетей

Кэти Дьюк уволили из больницы Нью-Йорка за то, что она опубликовала в соцсетях фотографию захламленного травматологического кабинета. (Фото DR)
Кэти Дьюк уволили из больницы Нью-Йорка за то, что она опубликовала в соцсетях фотографию захламленного травматологического кабинета. (Фото DR)
Поскольку все больше американцев обращаются к социальным сетям в поисках ответов, касающихся здоровья, медицинские работники, выступающие в роли экспертов, переходят хитрые этические и профессиональные границы

Ванна Падилья, лицензированный фельдшер, специализирующийся на дерматологии, собрала 92 000 подписчиков в TikTok и Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремисткой и запрещена), благодаря своим советам по уходу за кожей. Недавно ее увлечение привело к увольнению.

«Это было шоком для меня, поскольку я проработала там восемь лет, — сказала она о частной практике, которой занималась в Теннесси. — Если бы в самом начале было какое-то недовольство, например: «Эй, это есть в нашем руководстве и прописано в вашем контракте, вам запрещено этим заниматься», — тогда я бы не стала ничего снимать».

Три года назад Падилья, мать двоих детей, начала размещать в социальных сетях посты по уходу за кожей, чтобы охватить больше людей и получить дополнительный доход, предлагая советы по лечению акне и борьбе со старением, рекомендации по безрецептурным аптечным средствам и уроки макияжа. Хотя сертифицированные фельдшеры обычно могут назначать лекарства, а также диагностировать заболевания и консультировать пациентов, в некоторых видео Падилья призывает подписчиков все равно проконсультироваться с дерматологом, чтобы «принять безопасное, обоснованное решение» или понять риски более сильных методов лечения. И ни одно из видео не раскрывает ничего о пациентах, что нарушило бы закон о конфиденциальности медицинской информации, известный как HealthInsurancePortability and Accountability (HIPAA).

 

Благодаря партнерству с брендами медицинской одежды и косметики, Падилья постепенно начала монетизировать свой контент: по ее словам, одно популярное видео в TikTok, рекламирующее продукт от Kopari Beauty, принесло доход, эквивалентный двухнедельной зарплате на ее основной работе, где ее базовый оклад составляет менее $100 000. Но Падилья, похоже, перешла черту, когда начала предлагать виртуальные консультации и объявила о планах этой осенью запустить «Курс профессионального ухода за кожей», рассказывающий о ежедневном уходе и «основных методиках, которые используются для лечения пациентов в дерматологии». Данный курс нацелен на медицинских работников и других энтузиастов, которых интересует уход за проблемной кожей. 

Вскоре после этого она была уволена за нарушение контракта. Ее работодатель рассматривал курс и консультации не только как способ конкурировать с ее медицинской практикой в клинике, но и как действие, которое нанесло бы ущерб отрасли в целом, показывая людям, что можно  избежать необходимости обращаться к дерматологам вообще. Падилья утверждает, что она предупредила своего начальника о своих планах.

 

Медицинские работники уже давно выкладывают контент в социальные сети. Во время пандемии их стало еще больше — они пытались донести до широкой аудитории информацию о здоровье, развенчать мифы о Covid-19 и осветить происходящее на передовой. Согласно недавнему опросу CharityRx, проведенному среди 2000 взрослых американцев, каждый пятый американец ищет ответ на свой вопрос в TikTok, прежде чем обратиться к своему лечащему врачу, и почти столько же «доверяют врачам-блогерам больше, чем медицинским работникам в клинике». Некоммерческая Ассоциация репрезентации сферы здравоохранения в социальных сетях была создана в 2019 году, чтобы помочь медицинскому сообществу ответственно использовать интернет-платформы в качестве образовательных инструментов. YouTube, самый прибыльный видеохостинг для блогеров, активно поощряет сертифицированных врачей и медсестер делиться своим опытом в интернете. Недавно они запустили программу по маркировке видеороликов медицинских блогеров при поиске для повышения популярности. Ранее в этой программе могли участвовать только академические учреждения, департаменты здравоохранения, правительственные группы и больницы.

«Люди будут заходить в Интернет и искать информацию... и они будут действовать в соответствии с полученной информацией, — сказал Forbes доктор Гарт Грэм, практикующий кардиолог, директор и международный руководитель отдела здравоохранения Google и YouTube. — Присутствие медицинских работников в социальных сетях — при условии, что они дают научно обоснованную и точную информацию — очень ценно. Это необходимо обществу, это дает возможность людям получить доступ к информации, которой они, возможно, не имели раньше».

Размытые границы

Хотя трудно подсчитать количество медицинских работников, уволенных за оплошности в социальных сетях, известно, что пострадали люди самых разных специальностей на всех этапах своей карьеры. В некоторых случаях легко понять, почему работодатели увольняют сотрудников — например, группу медсестер Emory Healthcare, которые в этом месяце потеряли работу из-за видеоролика в TikTok, высмеивающего рожениц; председателя кафедры психиатрии Колумбийского университета, который был отстранен от работы за расистский и сексистский твит; техасскую стоматологическую клинику, которую правительство США оштрафовало на $10 000 за нарушение HIPAA на Yelp; и работников дома престарелых, уволенных за размещение откровенных фотографий пожилых людей в Snapchat, Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремисткой и запрещена) и Instagram.

 

Однако менее четкие дисциплинарные вопросы становятся все более распространенными в здравоохранении, где политика социальных сетей часто расплывчата, непоследовательна или устарела, что заставляет работников и работодателей самостоятельно ориентироваться в непростой ситуации. Еще больше осложняют положение разнообразные и постоянно меняющиеся правила платформ в отношении медицинского контента. Нельзя отбросить и повсеместно встречающуюся дезинформацию. По данным Центра по борьбе с цифровой ненавистью, медики, включая Джозефа Мерколу и других врачей-остеопатов, были одними из самых главных распространителей дезинформации о вакцине против Covid.

Такие организации, как Американская медицинская ассоциация и Американская ассоциация медсестер, а также медицинские учебные заведения и такие издания, как HIPAA Journal, предлагают общие рекомендации по работе в социальных сетях, в которых подчеркивается важность соблюдения конфиденциальности пациентов и сохранения профессиональных границ с теми, кто получает медицинскую помощь. Но многие из них не дают более детального описания. Они не затрагивают потенциальные конфликты интересов или вопросы конкуренции, оптимальные методики для сотрудничества с брендами или монетизации контента, или как следует обеспечивать соблюдение политики социальных сетей. Гарт Грэм, YouTube-блогер, например, считает, что создатели видеороликов должны иметь возможность получать вознаграждение. «Поскольку они получают финансовое вознаграждение в других аспектах своей профессиональной карьеры, их время, проведенное здесь, не менее ценно», — говорит он.

«Помимо таких поступков, которые «нельзя совершать ни при каких условиях», например, никогда не размещать частную информацию, попадающую под действие HIPAA... У меня нет ощущения, что существуют действительно строгие правила в отношении использования людьми социальных сетей, — говорит Кайхан Парси, профессор биоэтики и политики здравоохранения в Университете Лойолы в Чикаго, опубликовавший исследование по этическим вопросам использования социальных сетей в здравоохранении. — Это не дотягивает до детального рассмотрения того, что уместно, а что нет».

Нанетт Элстер, соавтор упомянутого исследования и доцент медицинской школы Университета Лойолы в Чикаго, добавила, что «очень многие правила просто пылятся где-то в папке и не обновляются». «А если вы думаете об индивидуальных практиках... у них нет ресурсов, необходимых для обновления руководства по правилам и методикам», — говорит она.

Один из недавних выпускников медицинского училища, Энтони Скарпоне-Ламберт, рассказал Forbes, что в учебный план «практически с первого дня» было включено требование не размещать в социальных сетях фотографии или что-либо, связанное с работой медбрата/медсестры. Он сказал, что хотя понимает и согласен с необходимостью защиты частной жизни пациентов, все равно был «разочарован» устаревшим подходом преподавателей к этой теме.

 

«Этот архаичный менталитет, согласно которому медицинские работники не могут выражать себя или жить своей жизнью вне своей профессии, иногда может казаться немного дегуманизирующим, а также не очень воодушевляющим — особенно когда наша работа и так является напряженной и тяжелой», — сказал он. Энтони добавил, что почти каждый в его окружении знает медсестру или медбрата, «которые были уволены или имели какие-то последствия за публикации в социальных сетях».

Многие подобные истории попадают к Кэти Дьюк. Она является медсестрой с большим стажем, защитницей интересов врачей-блогеров и имеет 142 000 подписчиков в Instagram.

Дьюк, которая была одним из первых блогеров в сфере здравоохранения и начала набирать свою аудиторию в интернете 10 лет назад, была уволена в 2013 году за то, что поделилась в Instagram фотографией пустой травматологической палаты в клинике NewYork-Presbyterian Hospital, где она работала медсестрой скорой помощи. В то время она снималась в сериале ABC «NY Med», который показывал, что происходит за дверями больницы. По ее словам, в рамках этого сериала ее поощряли писать о жизни на работе. Она опубликовала в соцсети фотографию беспорядка, оставшегося в палате после «чудесного» спасения пациента, которую до этого уже выложил на своем личном аккаунте главный ординатор. Однако у нее возникли проблемы с начальством, которое сочло ее действие бестактным. Вскоре после этого она была уволена своим тогдашним руководителем, который, по ее словам, сказал ей: «Вы никогда не станете знаменитой, как доктор Оз (Мехмет Оз — американский врач турецкого происхождения, ведущий популярной телепередачи «Шоу доктора Оза». — Forbes). Вы всего лишь медсестра. Никого не волнует, что вы делитесь своими знаниями в социальных сетях. Они ни к чему вас не приведут. Мне нужны люди, которые просто придут на работу, перевоплотятся в медсестер, а после — уйдут домой. Вы пытаетесь добиться слишком многого». 

Дьюк, оглядываясь назад, поняла, что этот пост мог расстроить пациента (которого не было на фото) или членов его семьи. «Я извлекла из этого урок, — поделилась она с Forbes. — Но нужно ли было меня за это увольнять? Компетентную, активную, сострадательную медсестру с многолетним опытом работы, которую любили и уважали люди в отделении?».

 

По ее словам, она получает сообщения «каждую неделю от медсестер по всей стране», уволенных за посты в социальных сетях, которые считают, что их ошибка не соответствует наказанию. Одна медсестра написала ей, что ее уволили за то, что она разместила фотографию, на которой отмечала последний день работы коллеги в больнице. (Снимок был сделан в неприметном коридоре, но название учреждения было видно, что нарушает правила, запрещающие фотографировать на территории больницы). Другая медсестра, которая написала на своей личной странице в Facebook о тяжелом дне в ее отделении, где не хватает персонала, просто надеясь на поддержку, была уволена за негативное высказывание о больнице на общественном форуме.

«Больницы и работодатели в сфере здравоохранения не используют это как возможность для совместного роста и обучения. Они просто говорят: «Вы опубликовали пост в социальных сетях, он завирусился, подключилась «культура отмены», люди требуют наказания, мы просто уволим вас, — поделилась Дьюк, ныне сертифицированный фельдшер по оказанию неотложной помощи. — Они увольняют медсестер, которые хорошо заботятся о пациентах в условиях острой нехватки персонала. Это печально. И это очень раздражает».

Американская медицинская ассоциация заявила Forbes, что не будет комментировать дисциплинарные меры, принятые работодателями в сфере здравоохранения. Но ее кодекс медицинской этики подчеркивает, что «действия в Интернете и размещенный контент могут негативно повлиять на репутацию [работников] среди пациентов и коллег, могут иметь последствия для их медицинской карьеры (особенно для врачей, проходящих обучение, и студентов-медиков) и могут подорвать доверие общества к медицине».

Клиника NewYork-Presbyterian «уважает право своих сотрудников использовать социальные сети в качестве средства самовыражения и не дискриминирует сотрудников, использующих эти сети в личных целях», — говорится в правилах больницы. Однако в них, среди прочих рекомендаций, подчеркивается необходимость для сотрудников «проводить четкую грань между личной деятельностью и деятельностью, связанной с клиникой», а нарушения могут привести к отстранению от работы или увольнению.

 

Компании соблюдают требования

Несмотря на трудности, связанные с использованием социальных сетей медицинскими работниками, компании, от небольших новичков до корпоративных гигантов, таких как YouTube, расширяют возможности блогеров в сфере здравоохранения.

Компания Clove, производящая кроссовки для медицинских работников, — один из первых стартапов в этой области, построивших бизнес вокруг этого продукта. С момента своего основания в 2019 году генеральный директор Джо Аммон, чья жена сама является дипломированной медсестрой, сделал врачей-блогеров центральным элементом своей стратегии развития и создал обширный проект с участием сотен людей по всей стране, от студентов-медсестер до помощников врачей и хирургов.

Медицинские работники должны иметь возможность быть «самими собой, не извиняясь ни перед кем», чтобы обеспечить наилучший уход за пациентами, считает главный бренд-менеджер Clove Джордин Аморозо. «Это живые люди с настоящими эмоциями и настоящими увлечениями, и для того, чтобы они могли заботиться о своих пациентах, им нужно заботиться о себе, — сказала она в интервью Forbes. — Если социальные сети являются для них тем способом, с помощью которого они могут это делать, мы должны поддерживать их инициативу».

«Если знаниями можно поделиться с пациентами по всей стране — там, где есть финансовые или географические препятствия для получения такого рода помощи — почему бы не предоставить эти знания, если они ими обладают?» — добавила она.

 

Доктор Блэр Питерс, пластический и реконструктивный хирург из штата Орегон и защитник прав трансгендеров, известный в Instagram под ником @queersurgeon, помог своим 36 000 подписчикам по всему миру разобраться в гендерно-подтверждающей медицинской помощи. Питерс рассказал Forbes, что все средства, которые он получает от блога, идут в исследовательский фонд, поддерживающий здоровье трансгендеров и оказывающий помощь членам ЛГБТК-сообщества. А ветеринар Томас Гамильтон, известный своим почти 4 млн подписчиков в TikTok как «Dr. Tom», изменил подход к разговору об уходе за животными, который раньше ошибочно воспринимали как агрессивные упреки. Сейчас Питерс, Гамильтон и Падилья, фельдшер из Теннесси, сотрудничают с Clove.

Грэм, кардиолог, который руководит подразделением YouTube, занимающимся вопросами здравоохранения, добавил, что привлечение квалифицированных врачей-блогеров является ключевым фактором для разоблачения дезинформации среди пациентов. «От кого еще получать информацию на ранних этапах своего обучения, как не от лицензированного, квалифицированного врача, разбирающегося в данной теме?», — задается вопросом он.

По словам Грэма, человечество находится только на ранних стадиях выяснения того, как эти быстро развивающиеся интернет-платформы могут быть эффективно использованы в сфере здравоохранения, однако те времена, когда пациенты ждали следующего посещения офиса, чтобы задать вопрос своему врачу, уже прошли. «Поиск медицинской информации в интернете теперь является обычной частью их жизни, поэтому мы должны присутствовать там, где находятся наши пациенты, — сказал он. — Наше отсутствие создает пустоту».

По словам Грэма, врачи используют социальные сети, чтобы оказывать влияние. Помимо индивидуальных встреч с пациентами, многие врачи теперь хотят охватить большее количество людей в масштабах всей страны. Он считает, что это позитивное изменение.

 

«Мы должны развиваться дальше. У нас не должен стоять вопрос о том, должны ли врачи взаимодействовать с аудиторией — потому что они должны, — сказал он. — Вопрос состоит в том, как мы можем не только поощрять их активность, но и помогать врачам более творчески подходить к общению с пациентами?».

Перевод Ксении Лычагиной

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+