Не Норвегия, не россиянин, не воздушное судно: защита сына Якунина обжалует его арест
Адвокаты Андрея Якунина обжаловали его заключение под стражу за запуск дрона во время отдыха в Норвегии. Защитники считают, что бизнесмен и гражданин Великобритании не станет скрываться, потому что «может потерять все, избегая судебного преследования в шенгенской стране». В апелляционной жалобе они настаивают, что сын бывшего главы РЖД не связан с Россией, дрон — это не воздушное судно, а Шпицберген — не норвежская юрисдикция
Адвокаты Андрея Якунина обжаловали его заключение за запуск дрона во время отдыха в Норвегии. Апелляцию направила в суд норвежская юридическая компания Elden, представляющая интересы задержанного. Об этом сообщает РБК со ссылкой на апелляционную жалобу и собеседника, знакомого с делом. В апелляционной жалобе юристы отмечают, что сын бывшего главы РЖД почти никак не связан с Россией, дрон — это не воздушное судно, а Шпицберген — не совсем норвежская юрисдикция.
Норвежская полиция 17 октября задержала бизнесмена Андрея Якунина за запуск дрона на архипелаге Шпицберген, ранее сообщила компания Якунина Venture Investments & Yield Management (VIYM). Андрей Якунин — сын бывшего руководителя РЖД Владимира Якунина. По версии компании VIYM, Якунин-младший использовал дрон во время поездки на Шпицберген в конце августа, потому что он «увлекается природой, фотографией и экстремальными видами спорта». Андрей Якунин — гражданин Великобритании, он полностью сотрудничает с властями Норвегии, чтобы предоставить всю необходимую информацию, добавила компания.
В поданной в Апелляционный суд Холугаланда жалобе говорится, что у Якунина нет стимула уклоняться от правосудия: он живет в Италии, ведет бизнес в Англии и «может все потерять, избегая судебного преследования в шенгенской стране». Сам бизнесмен, указано в жалобе, согласился на конфискацию своих паспортов или на другие необходимые ограничительные действия. Защита считает, что в его действиях с дроном не было ничего противозаконного.
Во-первых, отмечают юристы, дроны попадают под запрет эксплуатации российских судов в норвежском небе, только если используются не для развлекательных полетов, спорта или соревнований, а Якунин запускал дрон в рекреационных целях. Во-вторых, Шпицберген по договору 1920 года находится на особом положении — на острове не может происходить преследований по закону, основанному на национальном признаке, а Якунин управлял беспилотником именно там. В-третьих, указывают адвокаты, Якунин приехал на Шпицберген как британец и не может подпадать под категорию «россиянин», так как «на сегодняшний день практически не имеет связи или контактов с Россией».
Судья районного суда округа Западный Финнмарк ранее одобрил арест «сына одного из ближайших соратников Владимира Путина» на две недели. По информации местного онлайн-издания The Barents Observer, яхта, на которой был Якунин, с лета на протяжении нескольких месяцев ходила вокруг Шпицбергена и вдоль береговой линии Норвегии. Адвокат обвиняемого заявил изданию, что у яхты своя команда, но его подзащитный был на борту, когда лодка была возле Шпицбергена. По словам адвоката, Якунин признал запуск дрона, но не знал, что тем самым нарушает закон. Портал Boat International писал в 2021 году, что Андрей Якунин владеет парусной яхтой Firebird.
Шпицберген — архипелаг в Северном Ледовитом океане. Он принадлежит Норвегии, но является демилитаризованной зоной и имеет особый статус, по которому более 50 государств — участников договора имеют равные права на эксплуатацию ресурсов и территориальных вод архипелага. У России на Шпицбергене есть свои населенные пункты — поселки Баренцбург и Пирамида. Россиянам запускать дроны на Шпицбергене запрещено, отметил The Barents Observer. Владимир Якунин возглавлял РЖД с 2005 по 2015 год. В 2014 году он попал под санкции США.
VIYM Якунина управляет активами в Европе и в России. В России активы в 2020 году оценивались в $300 млн, пишет РБК, среди них — гостиница Four Seasons у Исаакиевского собора и комплекс «Никольские ряды» в Петербурге, доля в производителе туалетной бумаги и других бумажных санитарно-гигиенических изделий «Сыктывкар Тиссью Груп» и в двух месторождениях золота в Хабаровском крае. Среди зарубежных активов VIYM — проект по реконструкции и развитию средневекового имения Antognolla в итальянской Умбрии и гостиница Hard Rock Hotel в Давосе.