К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что происходит на границе Псковской области со странами ЕС

Пограничный пункт «Бурачки» на границе России и Латвии (Фото Сергея Бобылева / ТАСС)
Пограничный пункт «Бурачки» на границе России и Латвии (Фото Сергея Бобылева / ТАСС)
На прошлой неделе очередной точкой напряжения на российской границе стала Псковская область. На пунктах пропуска в Пыталовском, Печорском и Себежском районах скапливались сотни автомобилей. Огромные очереди из беженцев образовались на российско-эстонской и российско-латвийской границах. Преимущественно в этих очередях были граждане Украины, но есть и россияне. Рассказываем, что там происходит и из-за чего возникла пробка

Непростая ситуация 

В Псковской области пять контрольно-пропускных пунктов (КПП) на границах с Эстонией и Латвией для автомобильного транспорта и пешеходов: «Шумилкино», «Куничина Гора», «Бурачки», «Убылинка» и «Лудонка». С 28 сентября у этих КПП возникли скопления машин и людей.

Большинство из тех, кто сейчас пытается пройти здесь через российско-эстонскую или российско-латвийскую границу, это украинские беженцы, которые едут через Россию транзитом в страны Евросоюза. Есть тут также украинские беженцы, которые некоторое время провели в России, но недавно приняли решение перебраться в Европу. Незначительная доля стоящих в пробке — это россияне с нетуристическими визами, которым разрешен въезд в страны Балтии. Помимо колонн из легковых и грузовых автомобилей, тут скопились огромные очереди из людей, которые приехали на автобусах, чтобы пройти границу пешком. 

«Ситуация непростая, — написал губернатор Псковской области Михаил Ведерников в Telegram-канале 4 октября. — Среди тех, кто выезжает, много граждан Украины <…> Есть и граждане России призывного возраста. По понятным причинам все проходят соответствующие проверки, да и соседи не спешат их пропускать». 

 

Ведерников также написал, что все необходимое для решения кризисной ситуации на границе уже сделано: «Усилены смены, развернуты мобильные призывные пункты, обеспечены санитарные условия, проведена работа с руководством заправок и придорожных кафе». 8 октября глава области заявил, что сотни легковых и грузовых автомобилей действительно скапливаются на границе, но пешеходные очереди в пунктах пропуска сократились до нескольких десятков человек.

Много людей, машин и времени

35-летний гражданин Украины Александр (имя изменено) выехал из Мелитополя 26 сентября, прошел «фильтрацию» в КПП «Чонгар» на границе Херсонской области с Крымом и приехал на КПП «Куничина Гора» 29 сентября. Въехать на территорию Эстонии он смог только ночью 5 октября. 

 

Главная причина пробок, по мнению большинства проезжающих, что пропускные пункты в Псковской области не рассчитаны на такую нагрузку. Например, в дни, пока Александр ждал в пробке, у «Куничиной Горы» постоянно стояло, по его оценке, около 100 машин на выезд из России. Александр рассказывает, что за почти недельное ожидание он сжег около 20 литров топлива на прогрев автомобиля, чтобы не замерзнуть. 

39-летняя Ольга (имя изменено) приехала на КПП «Лудонка» на границу с Латвией в ночь с 3 на 4 октября из Северодонецка. По ее словам, к этому моменту в очереди было около 200 машин. За первые сутки через границу проехало около 50 машин, на второй день — уже 100 машин. Ольга оказалась в Латвии только 6 октября. 

Еще один фактор, из-за которого на границах образовались пробки, — это длительные проверки. По свидетельствам очевидцев, машины с российскими и европейскими номерами, как правило, проезжают границу без длительных остановок. По словам Александра, проверка людей с российскими и европейскими паспортами занимает 10–20 минут, он (с украинским паспортом) провел на российском КПП четыре часа. Все это время ему не задавали никаких вопросов, не подходили к нему, а только «заполняли документы». Кроме того, у Александра довольно долго досматривали багаж — открывали каждую из коробок и смотрели, что в них. Прохождение эстонской границы заняло 30 минут. «В разговоре на границе желательно придерживаться нейтральной точки зрения. Все свои политические взгляды лучше держать при себе», — делится Александр. 

 

Ольга подтверждает, что на КПП «Лудонка» в очереди стояли только машины с украинскими и молдавскими номерами: машины с российскими и европейскими номерами пропускали по отдельной очереди и быстро. На КПП в пункте пропуска «Лудонка» Ольга с мужем провели семь часов, все это время они просто ждали. «Пока мы там стояли, сотрудники пограничной службы вообще ничего не делали. Курили, разговаривали. Такое впечатление, как будто специально тянут время», — говорит она. Непосредственно досмотр машины и оформление документов заняли 15 минут, вспоминает Ольга. Досмотр при этом был тщательный: «Каждую вещь достали из чемодана и изучали, в машине смотрели под коврики, под «запаску», в щели, которые образуются после открытия окон, под сидения». У Ольги взяли телефон — просматривали переписки в мессенджерах, социальные сети, личные фото, открывали даже удаленные фотографии. Мужа Ольги раздевали до пояса и изучали татуировки. На латвийском КПП пара провела полчаса: таможенники провели визуальный осмотр вещей без выгрузки, сверили номер кузова и техпаспорт и попросили заполнить декларацию.

Россиянка Наталья тоже в начале октября проезжала КПП «Ивангород» на границе Эстонии и России в Ленинградской области: она живет с семьей в Санкт-Петербурге, но раз в месяц приезжает в Эстонию к родителям. Наталья подтверждает, что основные очереди на въезд в Эстонию создают машины с украинскими номерами. По ее словам, украинцев долго расспрашивают на обоих КПП, в то время как машины с российскими и эстонскими номерами проезжают довольно быстро. Наталья проехала границу за полтора часа, а когда возвращалась в Россию, то и вовсе за 30 минут. «Наши работают не быстро, но это всегда так было — плохая организация работы. У эстонцев все четко», — говорит она. 

Россиян мобилизационного возраста, по опыту наших собеседников, среди которых есть и граждане России, на границе в Псковской области, ни о чем не спрашивали.

Монастырь и волонтеры

Александр, который пересекал границу на «Куничиной Горе», все шесть ночей спал в машине, а за продуктами ходил в расположенные у дороги «Пятерочку», «Магнит» и кафе. Иногда оставлял ключи от машины соседям по пробке, чтобы в случае движения его автомобиль перегнали вперед. Также, как отмечает Александр, стоящих в пробках людей приглашали в Паломнический центр Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, предлагали бесплатные обеды. «Многие пользовались таким предложением. Люди с украинскими паспортами, которые приехали к границе на общественном транспорте, чтобы перейти ее пешком, не ожидали, что им придется задержаться на границе  почти на трое суток, — рассказывает Александр. — Некоторым пришлось спать на паллетах на открытом воздухе». 

Сначала пешеходы на «Лудонке» тоже стояли в общей очереди с машинами: Ольга говорит, что видела много людей, в том числе с детьми под дождем. Чуть позже для пешеходов поставили палатки, начали пропускать их быстрее, в итоге очередей стало меньше. 

 

В пробке на «Лудонке», по словам Ольги, было два биотуалета на всю очередь, уборку в которых не проводили. С едой на этой границе тоже были проблемы: рядом работали два небольших сельских магазина, которые не справлялись с резко выросшим спросом. Ситуацию немного спасали волонтеры: они приезжали к очереди раз или два в день и привозили порционное питание в ланч-боксах. Его всем не хватало, говорит Ольга, но все равно это была очень важная помощь. Большинство людей, которые там оказались, не предвидели такого долгого ожидания и не взяли с собой запас воды и продуктов. 

Волонтеры рассказывают, что самое важное для людей в очередях — это теплые пледы, теплые носки, шапки, туалетная бумага, горячий чай и еда. Системную помощь стоящим в очередях на псковские КПП людям организовали в Псковском региональном отделении партии «Яблоко». Председатель местного отделения партии Лев Шлосберг в комментарии для Forbes рассказал, что ситуация осложнилась в конце сентября. Волонтеры, которые с марта на постоянной основе помогали украинским беженцам доезжать до границы и уезжать в Европу, первые увидели, что на границе на каждом из пяти КПП скопились сотни автомобилей и несколько сотен людей. По словам Шлосберга, автобусы крымской компании «Южной поток» стали вывозить людей из Херсонской и Запорожской областей на границу в Псковской области. «Предполагалось, что пешеходы проходят границу, а на той стороне — в Эстонии и Латвии — их встречают другие автобусы. Но поток стал огромный, и сотрудники КПП перестали справляться», — говорит он. 

1 октября, рассказывает Шлосберг, волонтеры открыли сбор средств для стоящих в очереди, первые 300 000 рублей собрали буквально за день. Сначала готовили еду дома у волонтеров на 30–50 человек. Привлекли псковских предпринимателей: объем горячего питания вырос до 1200 порций в день. Стали возить еду на границу дважды в день — в обед и на ужин. Кроме горячей еды и теплой одежды, волонтеры помогают нуждающимся с лекарствами, резиновой обувью, газовыми горелками. 

Размещение палаток МЧС внутри территории КПП за шлагбаумом волонтеры считают не самым удачным решением. Пройти в эти палатки могут только те, кто уже подошел к границе и отдал документы на проверку. Основная масса ожидающих находится за этой территорией и пройти в теплую палатку не может. 

 

По словам Шлосберга, наилучшая ситуация на КПП «Куничина Гора», который расположен в километре от города Печоры: люди сразу стали откликаться и помогать тем, кто стоит в очередях, с ночевкой и едой. В остальных четырех пунктах ситуация была критическая, населенных пунктов поблизости нет, граница находится практически в чистом поле. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+