К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ходить группами и изучать местный менталитет: как россияне переезжают в Казахстан

Автомобильный пункт пропуска «Мариинский» в Челябинской области на границе России и Казахстана (Фото AP / TASS)
Автомобильный пункт пропуска «Мариинский» в Челябинской области на границе России и Казахстана (Фото AP / TASS)
Сухопутная граница России с Казахстаном — самая протяженная непрерывная граница в мире, 7500 км. За последние несколько дней ее пересекли тысячи россиян. Казахстан выбирают не только из-за протяженности границы, но и из-за общей истории, распространенности русского языка, кроме того, многие намерены использовать эту страну как транзитный пункт для последующего переезда в другие государства. Forbes выяснил, как россияне пересекали границу и как их встречают в Казахстане

Нарушители границы и временные мобилизационные пункты

С Казахстаном граничат 11 российских регионов. Ближайшие пропускные пункты к городам центральной России находятся в Саратовской («Озинки») и Оренбургской («Маштаково», «Илек» и «Теплое») областях, поэтому на прошлой неделе многие россияне пересекали границу именно там.  

С 21 сентября в Казахстан въехало около 100 000 российских граждан, сообщил на брифинге исполняющий обязанности председателя комитета миграционной службы МВД республики Аслан Аталыков. При этом за последние несколько дней, по словам министра внутренних дел Казахстана Марата Ахметжанова, число въезжающих граждан России снижается: 29 сентября в страну въехали 22 500 человек (выехали 10 100), 30 сентября въехали 14 900 (выехали 11 600). 

25 сентября в Казахстане задержали трех россиян, незаконно перешедших границу, чтобы уклониться от частичной мобилизации. 26 сентября Комитет национальной безопасности Казахстана проинформировал, что все пункты пропуска на казахстанско-российской границе работают в штатном режиме. Министр внутренних дел Казахстана Марат Ахметжанов сообщил, что Казахстан не будет выдавать российских граждан только потому, что их разыскивает военкомат. Основанием для выдачи должно стать объявление человека в международный розыск или уголовное дело, возбужденное в России. При этом предъявленное обвинение должно считаться преступлением и в Казахстане. Минобороны уже заявило, что не планирует обращаться к госорганам Казахстана, Грузии и других стран для принудительного возвращения россиян. 29 сентября стало известно, что на границе с Россией для казахстанских граждан и машин с продовольствием планируют создать зеленый коридор. 

 

На прошлой неделе появились сообщения, что некоторым мужчинам призывного возраста не разрешают пересечь границу с Казахстаном. Пресс-служба губернатора Астраханской области уведомила, что на КПП «Караозек» будет развернут временный пункт частичной мобилизации. Мобильный пункт военного комиссариата заработал и в Озинском районе Саратовской области на границе с Казахстаном — там планируется вручать повестки жителям региона, подлежащим мобилизации.

Собеседники Forbes, проходившие наземную границу с Казахстаном, не видели, чтобы кому-то вручали повестки. По их впечатлению, военные на российской стороне в основном помогали регулировать движение и следили за порядком.

 

«До того как они приехали, там творился полный хаос: двухполосная дорога была забита в четыре ряда, кто-то пытался объехать по обочине, стояла пробка, — говорит 28-летний Дмитрий, который перешел границу в конце прошлой недели. — Все это выглядело очень жутко, если честно. Люди спали в машинах, и если пробка начинала двигаться, некоторые объезжали спящих, а потом продавали места в очереди. Некоторые взяли с собой походную горелку и газ, по крайней мере они с кипятком и еду приготовить могли».

Мотоциклом, пешком и на такси

37-летний Алексей (имя изменено) поехал из Москвы к казахстанской границе на такси 24 сентября. Поездка обошлась ему в 30 000 рублей, а ехать пришлось с попутчиками. Ситуация на пропускном пункте «Озинки» тогда была сравнительно терпимой, говорит он — очередь на границе всего около шести километров. Это расстояние Алексей прошел пешком, а ближе к границе сел в другое такси, так как пешком границу в этом пункте пройти нельзя. За 15 000 рублей с человека водитель обещал довезти до Уральска — это административный центр Западно-Казахстанской области и ближайший крупный город в 172 км от границы. Последние 200-300 м до шлагбаума Алексей с попутчиком преодолели за два часа. Российские пограничники мужчин ни о чем не спрашивали, просто молча поставили в паспорта штампы о выезде. 

Уже 27-28 сентября этот КПП так легко было не пересечь. Пробка увеличилась чуть ли не до 30 км, люди по восемь часов шли пешком десятки километров. По словам очевидцев, таксисты перевозили россиян через границу и сразу ехали назад — эта услуга стоила в конце прошлой недели 50 000 рублей. Да и российские пограничные службы перестали быть молчаливыми, мужчинам призывного возраста начали задавать вопросы: «Куда едете?», «Зачем едете?», «Вы в курсе, что вам может прийти повестка?»

 

Пензенец Дмитрий приехал в «Озинки» сначала на машине, но устал стоять в пробке, вышел и попробовал перейти границу пешком. Когда его не пропустили, он попытал счастья на велосипеде — но его снова развернули. После этого он вернулся в Пензу, взял там свой мотоцикл, объехал на нем пробку и пересек границу — на этот раз успешно. Вопросов ему не задавали.

Астраханец Руслан 28 сентября выехал к пограничному переходу «Курмангазы» на такси за 1000 рублей и еще 300 рублей заплатил за переправу через речку. Днем подъехал к пробке и пошел пешком в самое начало очереди. «По пути таксисты и не только очень настойчиво предлагали купить место в их машинах, — говорит Руслан. — Я никого не слушал, просто шел и за два часа дошел до пропускного пункта. Там начал торговаться со всеми машинами, сказал, что больше 10 000 рублей не заплачу. Там очень много людей, предлагающих довезти за деньги. Кажется, даже больше, чем их потенциальных пеших клиентов.  Уже в Казахстане за 2500 рублей доехал до Атырау». На границе можно расплатиться рублями или обменять деньги — правда, по невыгодному курсу, говорит Руслан.

Вероника (имя изменено) вместе с мужем выехала в ночь на 25 сентября из Санкт-Петербурга на машине в сторону Маштаково, но уже по дороге передумала: из чатов она узнала, что через Маштаково ехать бесполезно — там можно простоять до пяти суток. В итоге пара поехала в Оренбург и оттуда на КПП в Сагарчине. Но и там им пришлось простоять почти 40 часов: ночью многие выезжали на встречку или вклинивались без очереди. «Все это время мы спали по три часа, не мылись — старались не терять время, — рассказывает Вероника. — В Сагарчин приехали 26 сентября, пробка на тот момент была около 13 км. Мы выдохнули, подумали, что наконец можно будет отдохнуть, но ошиблись. За день мы продвинулись меньше чем на километр. Мы отчаялись и хотели спать. Я ставила будильники на каждые пять минут, чтобы не уснуть случайно и не пропустить очередь. На протяжении всего пути, а в пробке мы были 38 часов, нам помогали местные (возили еду) и товарищи по несчастью из соседних автомобилей».

По свидетельствам очевидцев, уже к 1 октября пробка практически рассосалась и на границе было всего несколько автомобилей. Люди, которые находились в конце прошлой недели на пешеходных границах с Казахстаном, утверждают, что улучшению ситуации способствовали в том числе действия российской ДПС, которая активно занималась регулированием движения.  

«Сочувствуют и стараются помочь»

Из-за обеспокоенности некоторых казахстанцев  ростом числа приезжающих россиян 23 сентября пресс-служба МИД Казахстана выпустила комментарий, в котором подчеркнула, что Казахстан является правовым государством. «Наши действия должны исходить из этого постулата. Стабильность нашего государства в условиях турбулентности вокруг проходит серьезный тест. [...] Вместе с тем высокая человечность, присущая нашему народу, диктует необходимость придерживаться определенных моральных правил. Верим, что наши граждане проявят свойственную мудрость и останутся верны традициям гостеприимства», — говорится в комментарии.

 

В то же время в казахстанской прессе отношение к наплыву россиян неоднозначное. Некоторые издания пишут о рисках для рынка труда со стороны «белых воротничков» из России, у которых «деньги закончатся через три месяца», после чего они начнут претендовать на высокооплачиваемые должности, конкурируя с гражданами Казахстана. Другие предлагают создавать для россиян в Казахстане лагеря беженцев и разъяснять им «казахские традиции, культуру и менталитет».

2 октября по соцсетям распространилось видео, где жительница Актобе снимает стоящих в очереди в банк россиян и говорит им, что им здесь «никто не рад». Позже казахстанское русскоязычное издание Informburo сообщило, что департамент полиции Актобе проводит в связи с этим инцидентом проверку, а сама героиня ролика уже выпустила видео с извинениями, где объясняет свои резкие высказывания «нервным срывом».

Собеседники Forbes пока с подобным не сталкивались. «Вообще в Казахстане нам в основном сочувствуют и стараются помочь. Как везде, тут есть и те, кто хочет заработать на ситуации, но я увидел очень много доброжелательного отношения. Встретил женщину, у которой сын живет и работает в России, она предлагала бесплатно переночевать людям в своем коттедже», — рассказывает Дмитрий. Он же видел, что казахстанские волонтеры после перехода границы в «Озинках» предлагали бесплатно довезти россиян до Уральска. Дмитрий помощью не воспользовался и заказал такси, оставив возможность добраться бесплатно для тех, «у кого все совсем плохо».

27-летний москвич Олег приехал в Казахстан через КПП «Вишневка — Жаныбек» 27 сентября. «Сразу после перехода границы я оказался в черном поле, где не было фонарей, и на нас моментально набросились местные, которые предлагали довезти до Уральска за 6000 рублей с человека», — рассказывает Олег. Те, кто проходил границу 28-29 сентября, говорят, что в эти дни цена выросла до 7000–8000 рублей. Обычная цена за такую поездку здесь составляет 1500 рублей.

 

В целом картина приема россиян по ту сторону границы неоднородная — пока одни встречаются с радушием и вниманием со стороны волонтеров, другие жалуются на алчность. 

Из-за наплыва россиян у многих возникают сложности с поиском жилья, некоторые сталкиваются с обманом. В Жаныбеке Олег договорился с местными о месте в хостеле за 1000 рублей, но его привезли в кафе и предложили переночевать на полу. Утром всем «постояльцам» приготовили на завтрак борщ за 300 рублей и в 8 утра попросили выехать. 

В том же Жаныбеке сельский учитель химии Аян помогает новоприбывшим россиянам с жильем. По его словам, иногда русские, которые приехали на дорогих машинах и явно не бедствуют, просят помочь с едой или сигаретами. «Местные это видят, и им это не нравится. Мы с пацанами не волонтеры, мы просто решили помогать тем, кому правда сложно, например, людям с детьми», — говорит Аян. 

Олегу тоже встречались казахи, которые выручали в сложных ситуациях. На границе казахстанские пограничники могут спросить, к кому именно ты едешь, и просят показать данные принимающей стороны. Об этом Олег узнал в последний момент и начал искать контакты в чате. На его просьбу откликнулась волонтер Асель, которая дала ему свои имя, адрес и телефон. Таких людей из Казахстана, которые давали свои адреса, делились советами и предлагали помощь, в чате было довольно много. 

 

Алексей рассказывает, что буквально все казахи, которых он встретил в Уральске, поддерживали и желали удачи. «В столовой подошел к своим попутчикам разменять мелочь, чтобы легче было расплатиться на кассе. Местные ребята, которые сидели рядом, подумали, что мне не хватает, и предложили денег. Когда уходили, принесли нам всем пирожное», — рассказывает Алексей.

Волонтеры в Уральске стоят на железнодорожном вокзале, помогают заказывать такси, позвонить, найти жилье. Тех, кто хочет ехать на поезде дальше в другой казахский город, предупреждают, что поезд часть пути едет по территории России и дают другие полезные для выживания рекомендации. «Поговаривают о грабежах, предупреждают, что лучше ходить группами. В пункте волонтерской помощи стоит стол с супом, едой, чаем, кофе, печеньем. Приезжающих бесплатно кормят и помогают найти ночлег», — рассказывает Антон.

«Все казахи, которых мы встречаем, помогают нам чем могут, некоторые предлагают жилье, трансфер, некоторые даже деньгами пытаются помочь, — рассказывает Дмитрий. — Нас с другом женщина поселила к себе домой абсолютно бесплатно, также она помогает всем, кому нужна  регистрация. В общем, люди здесь очень хорошие!» « А если бы у нас, казахов, случилась беда, вы бы разве нас по-другому встретили?» — сказал Алексею его бывший коллега из Казахстана. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+