К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Полное ощущение, что мы в клетке»: что происходит на границе России и Грузии

Ситуация на российско-грузинской границе (Фото Елены Афонининой / ТАСС)
Ситуация на российско-грузинской границе (Фото Елены Афонининой / ТАСС)
После 21 сентября увеличилась нагрузка на сухопутные границы России с соседними странами. Уже 22 сентября на границе с Грузией у КПП «Верхний Ларс» образовалась многокилометровая пробка. МВД Северной Осетии, в ведомстве которого находится «Верхний Ларс», сначала призывало граждан воздержаться от поездок в этом направлении. 26 сентября разрешили пеший переход через границу. 27 сентября МВД объявило, что на границе с Грузией появится мобилизационный пункт военкомата. Как выглядит ситуация сейчас и что рассказывают люди, которым пришлось провести в очереди несколько дней, — в репортаже Forbes

По данным властей Северной Осетии, в настоящий момент выезда через пункт пропуска «Верхний Ларс» ожидают около 3500 машин. За неделю через этот пропускной пункт на границе России с Грузией в обоих направлениях проехало 37 500 легковых и грузовых автомобилей и более 115 000 человек (на 23% больше, чем неделей ранее).

В понедельник, 26 сентября, Служба доходов Минфина Грузии сообщила, что все таможенные посты работают в чрезвычайном режиме. «В связи с увеличением транспортного потока в регионе в целом все таможенные посты перешли на особый режим работы. Кроме того, увеличено количество таможенников на контрольно-пропускных пунктах по всей Грузии, чтобы беспрепятственно осуществлять процедуры таможенного контроля в 24-часовом режиме», — говорится в заявлении.

Кроме того, глава Северной Осетии Сергей Меняйло поручил организовать на выезде в Грузию электронную очередь для легкового автотранспорта, а также предложил организовать специальные автобусы для ожидающих проезда в Грузию, чтобы избежать скопления машин на дорогах: «Люди оставляют машины или транзитными машинами их довозят как пассажиров, и они идут пешком, поэтому, может, предложить кому-нибудь из перевозчиков, начиная с въезда в республику, с Уруха, организовать специальный маршрут или автобусы, чтобы люди велосипеды не покупали, такси не брали».

 

27 сентября очевидцы стали сообщать, что российские военные блокируют пограничный КПП «Верхний Ларс». Позже ФСБ сообщила о выдвижении БТР к погранпункту «Верхний Ларс» на границе с Грузией на тот случай, если стоящие в очереди люди решат прорваться к границе, а 27 сентября МВД Северной Осетии объявило о планах развернуть на границе с Грузией мобилизационный пункт военкомата.

На границе с Грузией некоторым российским мужчинам с 26 сентября начали отказывать в выезде из России со ссылкой на закон о мобилизации. По словам очевидцев, у солдат на контрольно-пропускном пункте есть база личных данных призывников. Каждого мужчину, которому пришла повестка или он попадает под критерии частичной мобилизации, разворачивают домой. «Скорее всего, это не база данных, а запись из военкомата о том, вручена ли повестка, по аналогии с запретом на выезд со стороны ФССП», — говорят те, кто уже пересек границу. Юрист Павел Чиков опубликовал у себя в Telegram-канале фото уведомления об ограничении права на выезд, которое выдали мужчине на КПП «Верхний Ларс». 

 

Вечером 27 сентября РБК в пресс-службе главы правительства Северной Осетии сообщили, что у оперативных групп на пункте пропуска «Верхний Ларс» будут списки подлежащих призыву по мобилизации из всех регионов России. «Все выезжающие за пределы республики лица прогонялись по списку, и те, которые подлежали призыву, действительно получали повестки. Сейчас ситуация меняется. Теперь на руках у оперативных групп будут списки по другим регионам России, вне зависимости от места постановки на воинский учет», — сказали в пресс-службе. 

Российская граница до 27 сентября пропускала людей только на транспорте (автомобиле, самокате или велосипеде), грузинскую уже можно было пройти пешком. Россиянка Ксения, которая ехала на велосипеде в сторону границы, сообщила, что 26 сентября открыли очередь на российском КПП для пешеходов, чтобы из-за таксистов не останавливался проезд. «Был вброс, что пускают только женщин с детьми, но это не так, — говорит Ксения. — Пешеходов пропускают и мужчин, и женщин. Мало кого разворачивают, все спокойно проходят».

Ситуация создала проблемы и тем, кто выезжает из Грузии. Николай Левшиц, общественный деятель и автор самого большого Telegram-канала о Грузии на русском языке, сообщает, что с грузинской стороны в сторону КПП «Дарьяли» (и «Верхний Ларс», соответственно) с ночи перестали пропускать машины с иностранными  номерами: если автомобиль с грузинскими номерами — никаких проблем нет. Сделано это из-за того, что нейтральная зона между двумя КПП забита автотранспортом и пешеходами, поэтому местные власти решили не создавать пробку у въезда. По словам Левшица, на этом временном блокпосту уже скопились машины с армянскими и российскими номерами.

 

Без еды, воды и бензина

 Гражданка Армении Светлана стоит в пробке в своем автомобиле и рассказывает, что одна из причин такого транспортного коллапса — это такси: «Мы стоим третьи сутки. С 5:00 в понедельник мы продвинулись на 600 м, дальше мы не можем сдвинуться с места, потому что таксисты ездят туда-сюда. У российского КПП стоят, наверное, уже в 18 рядов такси полукругом и пытаются привлечь еще людей, тем самым не давая нам выехать из пробки».

Проехать несколько метров — настоящая удача. «Если ты в машине один и вдруг уснешь, то тебя обгонят, и ты отстанешь. Если муж засыпает, а пробка начинает двигаться, я его расталкиваю, чтобы он хотя бы эти 5 м проехал», — признается Светлана.

«В 4 км от КПП стояли те, кто встал в пробку сутки назад, — говорит россиянка Эльга, которая прошла путь к границе пешком. — Ближе к КПП стояли люди, которые провели в пробке около двух суток. Все уставшие, задерганные. Много драк и конфликтов, но и много помощи — все делились друг с другом едой, водой, бензином».

«В какой-то момент люди начали самостоятельно регулировать движение, перекрывать обочину и встречку, чтобы таксисты не могли проехать к началу очереди. Это помогло! На границе машины начали хоть немного двигаться!» — рассказывает Ксения.

Многие рассказывают о случаях коррупции. «Мы заплатили дэпээсникам, пока ехали сюда, — говорят на условиях анонимности стоящие в пробке люди. — Придирались ко всему: пленка не так наклеена, фара не так горит, не так улыбнулись, «а зачем нам вас пропускать, езжайте другой дорогой». В общем, денег у нас больше нет, если закончится бензин, непонятно, как дальше быть». 

 

Нехватка бензина — серьезная проблема для многих, после трехдневной пробки топливо может закончиться. Те, кто уже столкнулся с дефицитом бензина, советуют во Владикавказе заправиться под завязку и взять с собой запасную канистру. Светлана говорит, что в пробке 10 л бензина продают за 6000 рублей. По другим свидетельствам, канистра бензина в пробке стоит 10 000-15 000 рублей. 

В пробке тяжелая ситуация с едой: люди признаются, что еда и вода заканчиваются, купить их можно за «бешеные деньги». Для стоящих в пробке местные продают пятилитровую бутылку воды за 6000 рублей. «У людей воды не хватает, мы им дали немножко, у кого-то кончилась молочная смесь для ребенка», — рассказывает Светлана. 

«Обстановка там гнетущая, — рассказывает Эльга. — Люди бегут. Везут семьи, животных. Едут на всем, чем можно, — велосипеды, скейты, самокаты, моноколеса, даже тележки из супермаркета».

«Как ты проедешь пробку, зависит от тебя: кто-то доезжает за 10 часов, кто-то — за 50-60 часов. Мы доехали за 48 часов, — рассказывает 30-летний москвич Иван (имя изменено). — С собой мы взяли недостаточно воды и еды. По пути есть два магазинчика, где все сметено, и на полках лежат майонез, кетчуп и лимонад». 

 

Возле «Верхнего Ларса» много мошенников. Эльга, которая пересекла границу Грузии через этот КПП в субботу, говорит, что самый распространенный обман — просить предоплату за провоз до КПП или через границу. Человек предлагает забронировать место в автобусе или машине, берет предоплату и исчезает. По этой причине многие предупреждают друзей: никакой предоплаты, все деньги только после проезда. 

В чатах для людей, которые едут через «Верхний Ларс», публикуется много объявлений разного содержания. Учитывая сложную ситуацию с многокилометровой пробкой, местные предлагают выкупить авто по цене ниже рынка или оставить его на хранение за 700 рублей в сутки. «Вывод по проезду в «Верхнем Ларсе» такой: честные стоят больше, очень жалко было смотреть на семьи с детьми, которые не могут проехать. ДПС ловит только тех, кто не знает кодовые слова, либо едет без сопровождения. Многие проезжают по встречке», — говорит Иван. 

«Обстановка тяжелая, люди измождены, всем плохо, — говорит россиянка Полина (имя изменено), которая сейчас находится в пробке. — Но на моих глазах пешеходы безвозмездно передали женщине с детьми 5 л воды. Нам всем очень грустно и кажется, что это все какое-то безумие. Мы еще и с ребенком. Очень жалко детей, они измучены. Полное ощущение, что мы в клетке».

Препятствия на дороге

Иван выехал из Москвы в субботу утром и доехал сначала до Минеральных вод, где ему рекомендовали не ехать по федеральной трассе — якобы по ней не пропускают людей без местной прописки. «Мы выбрали маршрут в объезд через Прохладный — Эльхотово, там тоже есть блокпост, который тоже не пропускает. Но прямо рядом с блокпостом стоят местные, которые за 10 000 рублей провозят колонну машин по полю, — говорит Иван. — Везде нужны местные проводники». 

 

Большая удача — найти водителя, который довезет до пункта назначения. Такого водителя россияне Анастасия и Николай (имена изменены), которые долетели до Минеральных Вод на самолете и хотели, чтобы их довезли от аэропорта, нашли прямо в Telegram-чате. У него была машина с местными номерами. Сначала он предлагал довезти то Тбилиси за 5000 рублей с человека, но затем цена выросла до 12 000 рублей.

«В любом случае нам повезло, — считают супруги. — Он объехал большинство блокпостов по альтернативным дорогам, один блокпост просто объехал по встречке, что-то крикнув дэпээсникам из открытого окна. От аэропорта до начала пробки мы доехали за пять часов. В пробке он начал объезжать всех, объясняя, что впереди стоит его отец, который повезет нас дальше, потому что сам он забыл загранпаспорт. Мы доехали до его отца, тот повел машину дальше, а наш водитель поехал домой спать. 8 км до КПП, мы проехали за четыре часа, было уже четыре полосы вместо двух. От грузинской границы до Тбилиси ехали еще пять часов».

Другой свидетель сообщает, что проезд с сопровождением мимо блокпостов по встречной полосе  и в объезд пробок стоит 70 000 рублей за 1 км. «Таможенник [российский], который досматривал машину, уговаривал возвращаться и утверждал, что Грузия не пускает мужчин в страну. У окошка нам задали несколько вопросов: были ли вы раньше в Грузии?, чем занимаетесь?, служили в армии?, как относитесь к мобилизации? На нейтральной полосе мы встали в жесткую пробку, несколько километров проезжали в течение четырех-шести часов. Грузинские пограничники просто молча ставили штампы», — рассказывают Анастасия и Николай.

«Мне российские пограничники вопросов не задавали, — говорит Эльга. — Парней спрашивали, служил или нет, где служил, какая специальность, почему не служил, куда едет, зачем, есть ли обратный билет и бронь в гостинице, пришла повестка или нет. Насколько я видела, пропускали всех, независимо от ответов. При мне завернули несколько человек с неправильными документами — просрочен паспорт или нет загранпаспорта на ребенка». 

 

Собеседники Forbes, пересекавшие границу 26 сентября, в том числе молодые мужчины, рассказывают примерно то же самое. Пограничники задают стандартные вопросы о цели поездки, интересуются, почему выбрали именно Грузию. Мужчин спрашивают, служили ли они и где. Один из собеседников Forbes, 30-летний Андрей, после сканирования паспорта услышал: «Вы дальше не едете. Вам военкомат запретил выезд».

34-летний Виталий (имя изменено) рассказывает, что со стороны российского КПП стоят сотрудники силовых ведомств, которые «в уничижительной форме» подшучивают над проходящими границу мужчинами,  называя их «преступниками, которых мы даже не ловим». 

Пешком до границы

«В воскресенье от Владикавказа везли до начала пробки за 30 000 рублей, в понедельник от начала пробки до КПП — за 100 000 рублей с человека, от середины пробки до КПП — за 50 000 рублей», — говорит Светлана.

28-летнему Константину, который прилетел во Владикавказ на прошлой неделе, повезло: в аэропорту в Беслане его встретил таксист и за 2000 рублей довез до первой пробки. Проезд на мопеде 20 км обошелся ему еще в 5000 рублей.

 

«Это очень дешево, — говорит он. — Там есть еще мотоциклы, которые везут за 25 000 рублей до КПП, но важно проехать сам КПП, а не просто доехать до него, потому что КПП можно было до понедельника пройти на велосипеде, мотоцикле, квадроцикле или машине. У КПП я сел в машину, договорился за 10 000 рублей, но пока сидел, другой пассажир предложил водителю уже 20 000 рублей, и мне пришлось ехать уже за эту сумму. Этот водитель довез меня до грузинского КПП. Ночью в машины около КПП сажали уже за 50 000 рублей». 

Таксистов обвиняют в том, что их действия создают пробки, но от пробок страдают и пассажиры такси — Константин признается, что 300 м до КПП он ехал 13 часов. «Там предусмотрены две полосы, а по факту сделали из них восемь. Встречка занята, все стоят, хаос», — говорит собеседник. 

В начале пробки можно купить велосипеды за 15 000-20 000 рублей, а в конце пробки — уже за 50 000. При этом после границы на грузинской территории образовалась «велосипедная могила» — люди бросают купленные велосипеды и дальше едут на такси. 

Виталий с женой провели в поездке в общей сложности пять суток — они доехали до Ростова на поезде, а оттуда доехали на микроавтобусе. После того как в воскресенье они провели в пробке, не двигаясь, шесть часов, Виталий решил, что пора в буквальном смысле бежать. Оставив жену с вещами в микроавтобусе, он пробежал 15 км за полтора часа. После этого ему пришлось найти автомобиль, который его подвезет, так как пешком тогда не пускали, и до границы он ехал еще более суток. С женой они в итоге встретились до пересечения границы. 

 

Эльга, которая  приехала в субботу утром во Владикавказ поездом, подтверждает, что сильно упростила себе путь отсутствием машины: таксист довез до начала пробки за 6000 рублей на двоих, затем они дошли вверх по перевалу пешком. За шесть часов они прошли 15 км до КПП, где начали искать машину. За 50 000 рублей на двоих проехали через границу. Два с половиной часа заняло пройти российский КПП, полтора часа ехали по нейтральной полосе до Грузии, 10 минут провели на грузинском КПП. Всего от выхода с поезда во Владикавказе до Тбилиси ушло почти двое суток — это один из самых быстрых вариантов проезда границы сейчас.  

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+