Представительство ЕС призвало освободить обвиняемого в госизмене Ивана Сафронова
Представительство Евросоюза в России призвало снять обвинения в госизмене с бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова и освободить его безо всяких условий. 5 сентября суд в Москве огласит решение по делу Сафронова, для которого обвинение запросило 24 года колонии строгого режима. Несколько СМИ выступили с заявлением в поддержку Сафронова
Представительство Евросоюза в России призвало российские власти снять обвинения в госизмене с бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова и освободить его безо всяких условий. Об этом говорится в заявлении от имени пресс-секретаря Европейской службы внешних связей Петера Стано, опубликованном в официальном Telegram-канале представительства ЕС.
По мнению Стано, ситуация с Сафроновым является частью «систематических репрессий» против независимой журналистики в России. Все это лишает россиян «права на достоверную информацию», выразил уверенность он.
Мосгорсуд 5 сентября объявит решение по делу Сафронова, которого обвинение попросило приговорить к 24 годам колонии строгого режима по делу о госизмене. Статья 275 Уголовного кодекса, по которой обвиняется Сафронов, предполагает максимальное наказание в виде 20 лет лишения свободы, но Сафронову вменяют два эпизода.
Сам Сафронов отрицает свою вину. В последнем слове 30 августа Сафронов связал свое преследование со своей журналистской работой. По словам Сафронова, вынести обвинительный приговор по его делу — это «значит надолго, если не навсегда, закрыть тему свободы слова [в России], потому что не будет ни слова, ни свободы». «В моих действиях нет и никогда не было состава преступления. Я настаиваю на своей невиновности и требую полного оправдания», — заявил Сафронов в изложении Русской службы Би-би-си (сайт издания заблокирован в России).
Ранее 5 сентября несколько СМИ, среди которых «Новая газета», The Moscow Times и The Bell, а также признанные СМИ-иноагентами «Медуза», «Дождь» и «Медиазона», опубликовали заявления в поддержку Сафронова. Они потребовали освободить его, пересмотреть дело и приобщить все предоставленные защитой материалы, а также запросили отвод состава суда и расследование в отношении должностных лиц, которые, по их мнению, допустили нарушения в ходе следствия. По мнению изданий, прокуратура запросила для Сафронова «устрашающий срок», но ФСБ не предоставила доказательств его вины. В этот же день Басманный суд Москвы признал недействительным свидетельство о регистрации печатной версии «Новой газеты».
Сафронова арестовали в июле 2020 года, на тот момент он занимал должность советника главы «Роскосмоса», которым в тот период был Дмитрий Рогозин (сейчас — Юрий Борисов). По версии ФСБ, он передал западным разведкам информацию о военно-техническом сотрудничестве России со странами Африки, а также о деятельности Вооруженных сил России на Ближнем Востоке. Сафронов работал в «Коммерсанте» с 2010 по 2019 год. Он и его коллега Максим Иванов были уволены после выхода материала о возможной отставке спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. После увольнения из «Коммерсанта» Сафронов недолгое время работал в «Ведомостях».
Преследование Сафронова может быть связано с его публикацией в «Коммерсанте» от 18 марта 2019 года, сообщила в конце августа Русская служба Би-би-си. В материале «Коммерсанта» со ссылкой на двух топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности говорилось, что Россия подписала с Египтом контракт на поставку нескольких десятков истребителей Су-35, контракт оценивался в $2 млрд. По информации Русской службы Би-би-си, после публикации в «Коммерсанте» египетские власти написали как минимум два письма в российскую Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, в которых заявили, что подобные материалы «будут отрицательно влиять на все действующие контракты между сторонами» и могут привести «к нежелательным результатам». Адвокат Сафронова Евгений Смирнов заявил Би-би-си, что оба письма есть в материалах дела Сафронова.
В декабре 2020 года Владимир Путин на встрече с правозащитниками заявил, что дело Сафронова связано не с его журналистской деятельностью, а с информацией, которую он якобы передавал при работе в «Роскосмосе». Он также сказал, что его уже «осудили». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков позднее назвал это оговоркой. Пресс-служба «Роскосмоса» заявила, что задержание Сафронова не связано с его работой в госкорпорации. В июле 2020 года редакции крупнейших российских СМИ, в том числе Forbes, РБК, «Коммерсанта» и «Ведомостей», призвали рассматривать дело Сафронова публично, хотя обычно дела о госизмене рассматриваются в закрытом режиме. Кремль в ответ заявил, что публикации в СМИ в поддержку Сафронова «основаны на эмоциях» и «не имеют ничего общего с профессионализмом».