Русская служба Би-би-си связала дело против Сафронова с его публикацией в 2019 году
Дело Ивана Сафронова, которого обвиняют в госизмене, может быть связано с его журналистской деятельностью, утверждает Русская служба Би-би-си со ссылкой на результаты собственного расследования. По данным журналистов, эту версию доказывают материалы дела. 30 августа прокуратура попросила приговорить экс-журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» к 24 годам колонии
Уголовное дело о госизмене против бывшего журналиста «Ведомостей» и «Коммерсанта» и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова может быть связано с его журналистской деятельностью, сообщила Русская служба Би-би-си (сайт издания заблокирован в России).
По ее данным, слежку за Сафроновым в рамках дела о госизмене начали вскоре после его эксклюзивной статьи в газете «Коммерсантъ» под заголовком «Су-35 укрепят египетскую силу». Материал, посвященный поставкам Су-35 Египту, был опубликован 18 марта 2019 года, его авторами были указаны Сафронов и Александра Джорджевич. В публикации со ссылкой на двух топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности говорилось, что Россия подписала с Египтом контракт на поставку нескольких десятков истребителей, контракт оценивается в $2 млрд. Информированный источник «Интерфакса» после этой публикации сообщал, что Россия уже приступила к производству Су-35 в рамках контракта с Египтом.
В июне того же года стало известно, что «Коммерсантъ» могут привлечь к административной ответственности за разглашение гостайны, причина претензий не раскрывалась. Однако Forbes обнаружил, что с сайта газеты была удалена статья о поставках истребителей Египту. Новость на основе этой статьи до сих пор размещена на сайте издания, отмечает Русская служба Би-би-си. Новость «Интерфакса» также доступна на сайте агентства.
Би-би-си утверждает, что после публикации в «Коммерсанте» египетские чиновники направили как минимум два письма в российскую Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) с требованием опровергнуть ее. Эти два письма, направленные Москве весной 2019 года, Русской службе Би-би-си передал анонимный источник, имеющий доступ к переписке.
В одном из писем власти Египта, ссылаясь на «текущую политическую ситуацию в России и Египте», просили «принять все необходимые меры и действия для заявления об отрицании такой вышеуказанной новости». Во втором — заявляли, что из-за этой новости «генеральное командование вооруженных сил Египта оказалось в неловком положении», а материалы такого типа «будут отрицательно влиять на все действующие контракты между сторонами» и могут привести «к нежелательным результатам», уточняет Русская служба Би-би-си.
Адвокат журналиста Евгений Смирнов заявил телерадиокорпорации, что оба письма есть среди материалов дела о госизмене против Сафронова.
Русская служба Би-би-си отмечает, что дальнейшая судьба контракта с Египтом неизвестна, однако в мае 2020 года ТАСС со ссылкой на военно-дипломатический источник сообщал, что Россия начала производство Су-35 по контракту с Египтом. Официальным подтверждением этой информации агентство не располагало и относительно деталей контракта ссылалось в новости на статью «Коммерсанта» от 2019 года.
Сафронов был задержан и арестован по делу о госизмене в июле 2020 года, с тех пор он находится в СИЗО. ФСБ утверждает, что он передал западным разведкам информацию о военно-техническом сотрудничестве России со странами Африки, а также о деятельности Вооруженных сил России на Ближнем Востоке. Сафронов вину не признает и связывает преследование с журналистской деятельностью. 30 августа этого года обвинение попросило приговорить его к 24 годам колонии строгого режима. Статья 275 УК РФ, по которой обвиняется Сафронов, предусматривает максимальное наказание в 20 лет лишения свободы, но журналисту вменяются два эпизода.
После задержания Сафронова редакции российских СМИ, в том числе Forbes, РБК, «Коммерсанта» и «Ведомостей», призвали рассматривать его дело публично, хотя обычно дела о госизмене рассматриваются в закрытом режиме. Кремль заявил, что публикации в СМИ в поддержку Сафронова «основаны на эмоциях» и «не имеют ничего общего с профессионализмом».
В декабре 2020 года Владимир Путин на встрече с правозащитниками заявил, что дело Сафронова связано не с его работой журналистом, а с информацией, которую он якобы передавал при работе в «Роскосмосе». Он также сказал, что Сафронова уже «осудили». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков позднее назвал это оговоркой. Пресс-служба «Роскосмоса» заявила, что задержание Сафронова не связано с его работой в госкорпорации.