Суд приговорил Сафронова к 22 годам колонии строгого режима
Мосгорсуд приговорил бывшего журналиста «Ведомостей» и «Коммерсанта» и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова к 22 годам колонии строгого режима, сообщает РБК. Суд признал Сафронова виновным в двух эпизодах госизмены (статья 275 Уголовного кодекса). Дополнительно Сафронову назначен штраф в размере 500 000 рублей и 2 года ограничения свободы после освобождения, передает «РИА Новости». В срок наказания зачтут время, которое Сафронов провел в СИЗО. Обвинение просило приговорить его к 24 годам колонии строгого режима.
Защита будет обжаловать обвинительный приговор Сафронову, заявил его адвокат Дмитрий Катчев.
Сафронов был арестован в июле 2020 года. ФСБ обвинила его в том, что он якобы передал западным разведкам информацию о военно-техническом сотрудничестве России со странами Африки, а также о деятельности Вооруженных сил России на Ближнем Востоке.
Сафронов в последнем слове отказался признать вину и связал преследование с журналистской деятельностью. «В моих действиях нет и никогда не было состава преступления. Я настаиваю на своей невиновности и требую полного оправдания», — заявил Сафронов в изложении Русской службы Би-би-си (сайт издания заблокирован в России). Он говорил, что обвинительный приговор будет означать, что в России будет «надолго, если не навсегда, закрыта тема свободы слова, потому что не будет ни слова, ни свободы». По словам Сафронова, на планете нет никого, кто рассказал бы ему что-то, что журналист не уполномочен был рассказывать. Сафронов добавил, что такие люди могли бы появиться только в том случае, если бы он согласился на «заключение досудебного соглашения и оговорил людей». «Но я не могу признать свою вину там, где ее нет», — заключил Сафронов.
Русская служба Би-би-си писала, что дело против Сафронова может быть связано с его публикацией в 2019 году, посвященной поставкам Россией истребителей Су-35 Египту. В публикации Сафронова в «Коммерсанте» со ссылкой на двух топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности говорилось, что Россия подписала с Египтом контракт на поставку нескольких десятков истребителей, контракт оценивается в $2 млрд. По информации Русской службы Би-би-си, после публикации в газете египетские власти направили как минимум два письма в российскую Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с требованием опровергнуть информацию. В письмах говорилось, что такие материалы «будут отрицательно влиять на все действующие контракты между сторонами» и могут привести «к нежелательным результатам», добавила Русская служба Би-би-си. Адвокат журналиста Евгений Смирнов заявил телерадиокорпорации, что оба письма есть среди материалов дела о госизмене против Сафронова.
Иван Сафронов с 2010-го по 2019 год работал в «Коммерсанте», затем недолгое время в «Ведомостях». Весной 2020 года, за несколько месяцев до задержания, он ушел из газеты и стал советником гендиректора «Роскосмоса» (тогда этот пост занимал Дмитрий Рогозин, сейчас — Юрий Борисов). После задержания Сафронова в июле 2020 года редакции российских СМИ, в том числе Forbes, РБК, «Коммерсанта» и «Ведомостей», призвали рассматривать его дело не в закрытом режиме, а публично. Кремль в ответ назвал публикации в СМИ в поддержку Сафронова «основанными на эмоциях» и «не имеющими ничего общего с профессионализмом».
В декабре 2020 года Владимир Путин на встрече с правозащитниками заявил, что дело Сафронова связано не с его журналистской деятельностью, а с информацией, которую он якобы передавал при работе в «Роскосмосе». Он также сказал, что его уже «осудили». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков позднее назвал это оговоркой. Пресс-служба «Роскосмоса» в свою очередь заявила, что задержание Сафронова не связано с его работой в госкорпорации.