МВД разработало ГОСТ для дорожных камер с более строгими требованиями к ним
Структуры МВД разработали ГОСТ для дорожных камер. Согласно ГОСТу, требования к снимкам с фиксацией нарушений ПДД и доказательной базе для штрафов ГИБДД станут строже
Новый ГОСТ с обязательными требованиями к дорожным камерам прошел общественное обсуждение. Предыдущая версия стандарта была принята в 2016 году, но ее требования были рекомендательными, новая версия после введения ГОСТа в действие станет обязательной для всех участников отрасли, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на Научный центр безопасности дорожного движения МВД.
В новом ГОСТе описывается 21 состав правонарушений, которые должны фиксировать автоматические видеокомплексы. В том числе стандартом регламентируется набор материалов и данных, необходимый для того, чтобы госавтоинспектор на их основе подписал штрафное постановление. В действующем ГОСТе это не детализируется. Например, сейчас фиксация превышения скорости в постановлении о штрафе должна быть подкреплена двумя фото: обзорным снимком транспортного средства и крупным снимком его номера. В новом стандарте уточняется, что фотография должна быть достаточно высокого разрешения, чтобы распознать категорию транспортного средства и «дорожную инфраструктуру» (знаки, разметку и т. п.).
Если камера фиксирует выезд на «выделенку», проезд под «кирпич» или на дорогу с односторонним движением, то на снимке по новым правилам должен быть виден и знак, требования которого нарушил водитель. Если невозможно по объективным причинам сделать единый кадр с машиной и знаком, ГОСТ разрешает с интервалом не более 5 минут сделать два снимка. При нарушениях на перекрестках камера должна выдавать минимум четыре фото, по которым можно проследить, что машина проехала на красный свет. Если водитель не уступил дорогу пешеходу, на одном снимке должна быть видна приближающаяся машина и человек на «зебре», на втором — авто и пешеход одновременно на переходе. В этом случае потребуется и видеозапись, подтверждающая, что пешеход в результате проезда машины вынужден был изменить траекторию движения или остановиться.
Стандарт обяжет производителей камер синхронизировать работу комплексов со знаками «переменной информации» — цифровыми указателями или табло. При этом важно, чтобы даже временное ограничение дублировалось постоянным знаком. Если автомобилист превысил скорость в зоне действия электронного знака или табло, указатель должен быть виден на снимке.
ГОСТ вводит обязательную функцию контроля «внутренних параметров, влияющих на корректность формирования результатов работы» дорожных комплексов. Софт должен самостоятельно определять, к примеру, сильный туман, ливень или неправильный угол работы камеры (в результате сильного ветра) и сразу исключать (или пометить как недостоверные) некорректные кадры. Программа также должна определять и распознавать регистрационные госзнаки, перевернутые на 180 градусов. Снимки или видеозаписи должны храниться в памяти устройства не менее 30 дней, если из-за сбоя связи не получается передать их сразу в ГИБДД. По истечении этого срока материалы могут удаляться.
В ассоциации ОКО, которая объединяет производителей и операторов систем фото-видео-фиксации, считают, что в проекте заложено «заведомо избыточное требование к фотоматериалам», в частности, требование иметь не менее четырех цветных фотографий по ряду составов. В ОКО сообщили, что большая часть комплексов, применяемых в России, не располагает технической возможностью делать цветные фотографии. Цвета на фотоматериалах, сделанных в темное время суток, различить невозможно, во многих регионах световой день короткий, а во время полярных ночей солнце более суток не появляется из-за горизонта, предупредили в ассоциации. Если ГОСТ будет обязательным, значительная часть комплексов не будет допущена к эксплуатации, опасаются в ОКО.
Введение более строгих требований к доказательной базе водителей не защитит, сказал эксперт по системам фото-видео-фиксации Григорий Шухман, он участвовал в разработке стандарта и направлял предложения в Научный центр БДД. «Перечень материалов фиксации будет нормирован, но что с ними надо делать, никто толком не понимает», — добавил он. К примеру, по фотографии лучшего качества инспектор вряд ли поймет, что сама скорость могла быть определена ошибочно. При фиксации нарушений на перекрестках, по словам эксперта, достаточно двух фотографий — до стоп-линии и уже на перекрестке. Шухман поддержал идею обязательного отображения электронного знака или табло на снимке при его проезде автомобилем: эту инициативу он сам направлял в центр на этапе обсуждения стандарта.